Готов план восстановления дома с атлантами – культурного наследия федерального значения.

По словам главного архитектора проекта Натальи Басс, лестницу знаменитого особняка украсит растительный орнамент

Приближается к финишу работа над проектом реставрации особняка Шихобаловых — памятника истории и культуры федерального значения. Самарцам это здание больше знакомо как дом с атлантами. Увидеть его в обновленном варианте жители губернии смогут лишь после серьезной работы реставраторов.

По заказу министерства культуры Самарской области специалисты уже выполнили большую часть работ: инженерно-топографические и инженерно-геодезические изыскания, технические исследования и расчеты. Всего на проектирование из региональной казны было выделено без малого 14 млн. рублей. Проектировщики представили свой план работы чиновникам и руководству Самарского областного художественного музея, который занимает часть помещений. «Состояние комплекса довольно сложное, — рассказала главный архитектор проекта Наталья Басс, — но, как показал биохимический анализ, грибка в его стенах сейчас практически нет — не так давно он был протравлен. Главное на этом, завершающем, этапе — подключить объект к инженерным сетям, обеспечить вентиляцию, кондиционирование, освещение».

Будущий фасад особняка выполнен в серо-желтых тонах, которые будут смотреться еще более выигрышно с подсветкой холодных оттенков. Что касается внутренней отделки, то проектировщики намерены сохранить максимум оригинальных деталей интерьера хозяев, известных самарских промышленников и меценатов Шихобаловых.

Вообще с историей создания дома связана не одна тайна. В частности, до сих пор исследователям не удалось выяснить, по чьим именно чертежам возводилось здание. Некоторые ученые полагают, что проект особняка принадлежал самарскому архитектору Александру Щербачеву, украсившему Самару яркими образцами модерна. Однако его авторство ставится под вопрос при более детальном изучении декора интерьеров дома на Венцека, 55. На самарскую архитектурную школу рубежа веков сильное влияние оказал ведущий архитектор русского модерна Федор Шехтель.

«Интерьеры поражают разнообразием отделки, — сообщила Наталья Басс, — в особенности парадных помещений: обои под шелк с рисунком в стиле модерн, линкруст, разнообразные мраморные камины. Вестибюль главной лестницы снизу отделан дубовыми панелями. Слева у самого входа располагаются вешалка, камин и над ним зеркало в дубовой раме. Плавные линии рамы перекликаются с цветочно-растительным орнаментом балюстрады дубовой резной лестницы: стилизованные подсолнухи перемежаются виноградными гроздьями. Этот интерьер напоминает интерьер кабинета особняка Алексея Морозова в Подсосенском переулке в Москве (1895-1898). Там аналогично оформлена лестница: растительный орнамент и, самое главное, тот же принцип расположения скульптурных головок по торцу плиты лестничной площадки. Подтверждает мысль об общих истоках интерьера и камин в одной из комнат московского дома: он в точности такой, как в будуаре Веры Шихобаловой».

Еще одна интересная история связана с происхождением атлантов — главной гордости фасада особняка, сделанных в 1905 году. В строительстве дома городской усадьбы Шихобаловых, которым руководил Александр Щербачев, участвовал начинающий архитектор Георгий Мошков. Так вот натурщиком при рождении скульптур послужил простой крестьянин, брат Мошкова — Федор. Сейчас атланты, долгое время находившиеся на реставрации, приведены в порядок. Они размещены в самом особняке, в специальных коробах. Планируется, что, когда музей здесь заработает в полную силу, скульптуры будут выставлены в качестве экспонатов, а на главном фасаде их место займут копии, изготовленные из более прочного материала.

Об этом пишет сегодгя газета «Волжская коммуна»

*