10 мая исполнилось бы 80 лет Народному художнику России Ивану Еремеевичу Комиссарову, одному из самых ярких и значительных самарских пейзажистов, но мастер совсем немного не дожил до этой знаменательной даты – он скончался 20 апреля 2009 года.

Несмотря на тяжелую болезнь, Иван Еремеевич принимал самое активное участие в организации своей юбилейной выставки в Самарском художественном музее, но, к сожалению, эта выставка  оказалась посмертной…

И.Е. Комиссаров родился 10 мая 1929 года в селе Яблоневый Гай Ивантеевского района Саратовской области. Он окончил декоративно-оформительское отделение Пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого (1944-1947), где преподавал замечательный мастер И.С.Горюшкин-Сорокопудов.

В Куйбышев Иван Еремеевич приехал в 1946-м. Здесь, в 1950-е годы, во время хрущевской оттепели, он оказался в самой гуще художественной жизни, создавая вместе с В.З.Пурыгиным,  Г.В.Филатовым, А.А.Кулаковским, Ю.И.Филипповым, Н.Ф.Шеиным новую пейзажную живопись. Друзья-единомышленники  ездили на этюды за Волгу — в Шелехметь, на Бахилову поляну, жили в палаточном лагере.

В 1955 году картины Комиссарова были впервые показаны на  выставке в Куйбышеве, и с тех пор произведения художника регулярно появлялись на многочисленных городских, областных, республиканских, союзных и международных выставках. В 1964 году Комиссаров вступил в Союз художников России. В 1976 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник России».

С 1956 года Иван Еремеевич  многократно участвовал в работе  творческих групп Союза художников, совершая поездки по Золотому кольцу России. Он ездил в Среднюю Азию, Сибирь, на Кавказ.  Иван Еремеевич неоднократно бывал и за рубежом — на Кубе, в Марокко, Франции, Германии, Болгарии, Румынии, Югославии. Его работы находятся во многих собраниях мира.

Традиции, которые развивает И.Е.Комиссаров в своем творчестве, – это традиции искусства начала ХХ века, «Союза русских художников», таких замечательных мастеров, как   К.Ф.Юон и И.Э.Грабарь. В начале 1970-х гг. в Доме творчества художников Комиссаров сблизился с живописцами владимирской школы, именно тогда, основываясь на традициях иконописи и приемах владимирских живописцев, он разработал способ письма по меловому грунту, который впитывает масло, оставляя на поверхности красочный пигмент. Так исключаются блики на поверхности холста, она обретает матовость, особую фактурность.

В этой своеобразной манере Комиссаровым созданы множество замечательных полотен, воспевающих красоту древнерусской архитектуры, природы средней полосы России. Это « Переславль» (1978), «На берегу Плещеева озера» (1978), «Край вдохновения» (1988), «Кижи» (1983), «Золотое кольцо» (1987), «Русский Север» (1988) —  и многие-многие  другие.

Не меньшую любовь и привязанность Иван Еремеевич испытывал к природе Самарского края. Многие годы подряд с наступлением весны он выезжал за Волгу, на Бахилову поляну, где жил до поздней осени, отдавая все свое время созданию художественной летописи жизни природы Самарской Луки. Так родились полотна «Волжские берега» (1975), «Весеннее кружево» (1982), «Золотая пора» (1982), «Снег сошел» (1984), «В Жигулях на горе Стрельной» (1990), «Последний листопад» (1992)…

И.Е.Комиссаров принадлежит Самаре, как бы укоренен в нашей  «почве», в то  же время его творчество во многом выходит за пределы самарской пейзажной школы, вписываясь в русло развития отечественной пейзажной живописи 1970-1990-х годов. Уходя, Мастер щедро делится с нами своим оптимизмом, своей любовью к Родине, утверждая красоту  мира природы и творений человеческих рук. 

Работа выставки с 7 по 29 мая, сообщает Министерство культуры и молодежной политики Самарской области.

*