Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая 1314 — 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра). При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. (В.0. Ключевский)

Почитается в лике святых как преподобный; почитается величайшим подвижником земли русской; преобразователь монашества в Северной Руси.

Образ святого — как на иконе, так и в общественном сознании — всегда окружен ореолом. Многие из нас в силу разных причин этого не принимают. Мол, святые — такие, же люди, к чему ставить их выше остальных?

Что касается человека, известного в истории под именем Сергия Радонежского, то он вполне согласился бы с этим мнением. Когда монахи Троицкого монастыря между собою стали называть Сергиевым ручей, возникший возле самых стен обители (как говорит летописец, по молитве игумена), то Сергий запретил им это, указав на Бога как сотворителя источника. Себя он всю жизнь считал худшим из людей.

Уходящая сегодня добродетель! Дела с такими мыслями не сделаешь, не правда ли? Но Сергий, движимый сознанием своей ничтожности и с постоянным упованием на Бога, совершал дела, навсегда оставившие его имя в истории, причем не только в истории церкви.

Решиться уйти в дикие леса в сопровождении лишь старшего брата, когда тебе едва исполнилось двадцать! Это был не только незаурядно мужественный, но и идущий вразрез с тогдашними обычаями поступок. На Руси в ту пору не было пустынножителей. Монастыри строились в городах или пригородах: в лихие времена люди жались поближе друг к другу. А молодой богомолец, которого тогда еще звали Варфоломеем, ставит шалаш посреди дикого леса…

В полном одиночестве остался он среди природы, суровой к человеку, требующей от него труда в поте лица. Так юноша прожил около двух лет. Молитва, богомыслие, тяжелый труд, скудная пища (он часто делился хлебом с приходившими к келье дикими зверями) укоренили в нем то святое настроение, к которому он стремился. Эти годы научили инока Сергия многому.

Он был совершенным работником. Совершенным в том смысле, что умел делать все, без устали и за ничтожную плату. Уже когда вокруг его кельи выросли новые, где стали жить другие монахи, удивленные и вдохновленные его примером, и когда он, помимо своей воли, был поставлен во главе монастыря, Сергий работал за двоих. Он не стыдился ни поварства, ни плотничества, шил и кроил одежду на братию, катал свечи, варил кутью, молол зерно, копал огород, обмывал умерших… Однажды, когда у него закончилась еда, он пошел к одному из монахов своего монастыря и нанялся сделать ему пристройку к келье — за несколько кусков черствого хлеба.

(Источник информации: «АЛФАВИТ» No.51-1, 1999-2000.)

Подробнее: peoples.ru

*