В СССР все артисты из Прибалтики были нашими людьми оттуда. С Запада, с Марса — не важно. Загадочные, непонятные, сдержанные — всё внутри. Среди всех этих литовцев, латышей, эстонцев Банионис, наверное, самый русский.

По крайней мере он чувствовал нас как никто, играл и Павку Корчагина, и разведчика Ладейникова, и главу “Клуба самоубийц”. Но был ли он нашим на самом деле? Или чужим среди своих? На все эти вопросы народный артист Советского Союза Донатас Банионис ответит в этом предъюбилейном интервью. Ему исполняется 85 лет.

Кадр из фильма “Мертвый сезон”.

— Как вы себя сейчас чувствуете, в эти непонятные для всех 85? Какие физические и моральные ощущения?

— Очень средние. Нет таких сил, как раньше, колени болят, желание пропадает куда-нибудь идти. Такое настроение, что хочется от всей этой суеты отойти и быть одному. Живу я печально. Уже почти полтора года нет моей супруги. Это я очень чувствую. Мы с ней прожили без двух месяцев 60 лет. Мы поженились 2 апреля 1948 года. И все эти годы я был счастлив.

— Донатас, скажите, ваш юбилей будет в Литве национальным праздником?

— (Смеется.) Ну что вы? Только в нашей квартире, больше нигде.

— Да что вы! Вы же национальное достояние.

— Но я же не могу выскочить на балкон и кричать: “У меня юбилей! Люди, поздравляйте меня!” Пока что у нас здесь тихо.

— В России артистов к юбилею принято награждать орденом “За заслуги перед Отечеством” IV либо III степени. У вас в Литве есть что-то подобное?

— Не знаю, но слышал, что меня будут награждать.

— И за советские годы постоянных съемок вы ничего не нажили?

— Да при советской власти какие гонорары! Надо было работать, чтобы 50 рублей за съемочный день получить. В других странах, где я снимался, — в Италии, Германии — мне тоже платили эти 50 рублей, все остальное я должен был бы сдать государству. Актеры в СССР ни черта не зарабатывали. Как-то я поехал в Америку, и меня через знакомых пригласили в Голливуд, в Лос-Анджелес. Меня там принимала одна актриса литовского происхождения. Потом мы пошли смотреть их кинокомпанию, и там думали, что я получаю 20 тысяч долларов в неделю. А я им сказал: “Если я получу 300 рублей в месяц, то это будет хорошо”. Они как узнали, со смеху попадали.

— Но многие ваши коллеги-артисты имеют побочный бизнес, рестораны открывают…

— Я думаю, что настоящие актеры рестораны не открывают. Разве что средние. Как-то я не подумал, что мне ресторан открыть нужно.

Подробнее: МК.ru

МК.ru

***