«Золотая маска» отметила юбилей
В честь своего пятнадцатилетия в субботу вечером «Маска» собрала публику, участников и лауреатов на торжественную церемонию, где были вручены премии «За честь и достоинство» (критику Инне Соловьевой), «За поддержку театрального искусства» (губернатору Ханты-Мансийского округа Александру Филиппенко и ИД «Коммерсант») и «За лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2008 году» («Иванов» венгерского театра Йожефа Катоны).
Основной частью стал показ специально написанной к торжеству одноактной оперы «Золотое» пера композитора Александра Маноцкова. Идея и постановка Андрея Могучего и Дмитрия Крымова.
Сам по себе факт заказа «Золотой маской» юбилейного представления, причем авторам, авторитетным в области современного театра, вызывает уважение. Впервые за 15 лет «Маска» не только оценивает и формирует театральный процесс, но и напрямую в нем участвует. Концепция спектакля выглядит не менее красиво: опера (как главный в истории синтетический жанр) по сказкам «Колобок», «Золотая рыбка» и «Курочка Ряба» (здесь — как золотой песок местного культурного подсознания).
Реализация идеи затейливо перемешивает серьезный театр, примитивистскую игру и бодрую поступь капустника. На авансцене — хор Большого театра, хор Школы драматического искусства, солисты Большого Максим Пастер, Николай Казанский, Валерий Гильманов, а также контртенор Рустам Яваев, фольклористка и авангардистка Тина Георгиевская, автор музыки в партии Деда и актриса-певица Анна Синякина. По сцене движутся смешные и ужасные огромные картонные, соломенные, деревянные, бумажные и прочие куклы, ведомые людьми во фраках (а иногда еще в шапках-ушанках). Но сначала на авансцену, пожав по пути руку автору, выходит известный театральный деятель Анатолий Смелянский и, чуть запинаясь, очень серьезно по бумажке читает: «Сцена первая. Дед и Баба». Потом еще будут, к примеру, такие: «Встреча с Зайцем», «Медведь», «Встреча с лисой. Смерть колобка», «Курочка Ряба. Апокалипсис и Финал».
Контртенор сначала споет «И покатился…», задав тем самым евангелическую интонацию и отослав к жанру страстей. А на смену огромной бабе с крохотным дедом с преувеличенным фаллосом (ну, конечно, «Колобок» — про тайны рождения, жизни и смерти; и «Ряба» — о том же) придут фаллический Заяц, Волк, похожий на крокодила (ага, колобок — солнце), Медведь из старинной игрушки размерами во всю сцену. А из клюва Курицы-Церкви вывалится Золотое яйцо творчества. И контртенор в конце будет петь «Не плачь». Музыка скачет от Свиридова к Шостаковичу («тема нашествия»), от Баха к Моцарту, от древней секвенции Dies Irae к неофольклору и минимализму. Прямодушные музыкальные скачки (играет оркестр Геликон-оперы под управлением Владимира Понькина) перегружают спектакль так, что весь он кренится в сторону капустника. Сценическая история изящнее и легче музыкальной. Милый и многословный, но проект в итоге сделался юбилейным театральным капустником, хоть и в современном стиле.
Не менее сильное впечатление произвел своим выступлением министр культуры Александр Авдеев, вручавший награду «За поддержку театрального искусства» Издательскому дому «Коммерсант», который, по выражению министра, «навсегда останется с театром». «У вас хорошие рецензии. Вы же еще и стихи хорошие пишите. И у вас будет еще больше культуры теперь, так как вы приобретаете журнал «Огонек», — сказал Авдеев получавшему премию гендиректору «Коммерсанта» Демьяну Кудрявцеву. Главной же мыслью чиновника стало соображение о том, что «Великость России — в великости ее культуры». И тут не поспоришь.
***