19 апреля 2009 года исполняется 39 лет с того момента, как с главного конвейера Волжского автозавода сошли первые автомобили ВАЗ-2101.

Первая модель АВТОВАЗа создана на платформе «Фиат-124» — «Автомобиля года — 1966». Перед тем, как начать в Тольятти выпуск лицензионной модели, итальянские и российские конструкторы и технологи провели серьезную работу по адаптации иномарки к отечественным условиям эксплуатации. Был усилен кузов, который в итальянском исполнении на неровных дорогах быстро терял свою прочность. Задние дисковые тормоза, которые в тяжелых условиях эксплуатации выдерживали только 2-3 тысячи километров, уступили место более надежным барабанным тормозным механизмам. Салон получил возможность трансформации в спальный вариант. Была полностью переработана задняя подвеска.

Кроме того, «Фиат-124» оснащался нижнеклапанным двигателем, конструкция которого исключала возможность модернизации. По настоянию российской стороны этот мотор был заменен более перспективным верхнеклапанным. Для коробки передач ВАЗ-2101 на «Фиате» были подобраны самые прочные шестерни. В общей сложности в конструкцию итальянского прототипа было внесено свыше 800 изменений. После того, как были доработаны все основные системы автомобиля, значительно повысились потребительские качества, в том числе надежность, активная и пассивная безопасность.

Автомобили ВАЗ-2101 буквально перевернули представление российских водителей о легковых машинах. «Копейка» отличалась просторным салоном, высоким уровнем удобства, хорошей динамикой, легкостью в управлении, экономичностью.

Открывая новую страницу российского автостроения, Волжский автомобильный завод оказал колоссальное влияние на работу промышленности СССР. К разработкам только новых материалов было подключено 60 НИИ, а к их промышленному производству было привлечено 190 предприятий… В конструкции автомобиля ВАЗ 2101 применялись такие материалы, детали и узлы, каких в нашем государстве до этого не производилось. Это касалось пластмасс, масел, тканей, лакокрасочных материалов и многого другого.

19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автозавода сошли первые шесть автомобилей. Эти машины были окрашены в цвета флага РСФСР — синий и красный.

Автомобили ВАЗ-2101 и его модификации выпускались до конца 1980-х годов. Всего было выпущено 4,8 млн «копеек».

Благодаря своей неприхотливости, надежности и массовости, ВАЗ-2101 популярен и сегодня. Тысячи «»копеек»», многие из которых находятся в прекрасном техническом состоянии, до сих пор бегают по территории России и других государств.

Эта модель часто становится объектом реставрации и тюнинга и объединяет вокруг себя целые клубы любителей первого автомобиля с ладьей на радиаторе. В честь 39-летия ВАЗ-2101 в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Саратове, Кургане и других городах России, а также в Украине пройдут встречи владельцев вазовского первенца.

*