Вирус, поразивший целую страну. Условия на Украине способствуют распространению эпидемии СПИДа
Это «бедность, наркомания, неведение в сочетании с невежеством и безнадежное состояние государственного здравоохранения», пишет корреспондент Suddeutsche Zeitung
Ситуации со СПИДом на Украине посвящает сегодняшнюю публикацию немецкая Su»ddeutsche Zeitung. Условия в стране способствуют распространению эпидемии. Это «бедность, наркомания, неведение в сочетании с невежеством и безнадежное состояние государственного здравоохранения», указывает автор статьи Катрин Кальвайт.
У Ирины есть дети и внуки. И у нее СПИД. Бабушка, больная СПИДом, это на Украине не редкость. Вирус чувствует себя в стране вольготно, число зараженных каждый год увеличивается на 10%. Даже по самым скромным оценкам количество ВИЧ-инфицированных на Украине уже превышает полмиллиона человек. Это европейский рекорд. Все попытки ограничить эпидемию успехом пока что не увенчались.
Бабушка Ира не входит в классические группы риска, она не наркоманка, не бомж, не проститутка и не лесбиянка — на Украине ВИЧ все чаще распространяется через традиционный секс. Та же Ирина заразилась от мужа. Но ей еще повезло: она попала в образцовую киевскую больницу на 30 коек. Но даже в этом образцовом лечебном учреждении вот уже три месяца нет денег. Часть оборудования и лекарств поступает в качестве пожертвований из-за рубежа. Но медикаментов на всех не хватает, поэтому недостающие приходится покупать самим больным или их родственникам.
По официальным данным, в Киеве с его 2,5 млн жителей почти 6000 ВИЧ-инфицированных. По неофициальным — в несколько раз больше. «Мы могли бы и должны были бы обслуживать гораздо больше пациентов. Но в этой стране отсутствуют не только медицинские возможности — еще не хватает политической воли», — говорит Светлана Антоняк, заведующая отделением СПИДа в киевской Клинике инфекционных болезней.
Одесса, перевалочный пункт для наркотиков, убежище для тысяч нелегальных иммигрантов из Молдавии и Приднестровья, центр проституции. Молодой человек по имени Женя рассказывает о своей подруге. Алена умерла две недели назад. Оба они принимали наркотики, заразились через грязные шприцы. Женя не скрывает имена и адреса, показывает письма из 12 больниц, которые отказали Алене в лечении. В конце концов, койку для нее удалось найти — за день до смерти. Женя, сам ВИЧ-инфицированный, признается, что предпочел бы ничего не знать о своей болезни: «Мне было бы легче жить».
Так и многие украинцы — не знают о своей болезни и не желают знать, продолжает Катрин Кальвайт. Кто пойдет сдавать анализ в стране, где ВИЧ — это своего рода клеймо? Где мало кто знает о путях распространения вируса, где сексуальное просвещение находится в зачаточном состоянии? Какой наркоман добровольно отважится назвать свое имя, если за наличие минимального количества наркотика ему грозит три года лишения свободы? Да и зачем все это в стране, где отсутствует государственное страхование на случай болезни, а постсоветская система здравоохранения пребывает в упадке?
На Украине имеется прогрессивный закон, гарантирующий лечение больным СПИДом, но слишком мало соответствующих клиник. National Aids Response, объединение крупных гуманитарных организаций, которые пытаются справиться с эпидемией на Украине, отмечает в докладе за 2008 год: «У государственной системы здравоохранения не хватает возможностей для постановки диагноза, наблюдения и лечения сотен тысяч украинцев, которые, возможно, уже являются вирусоносителями». Все специалисты, с которыми беседовала корреспондент издания, будь то сотрудники ВОЗ, ООН или немецкие эксперты, единодушны: все деньги мира, любая помощь извне не могут ограничить болезнь, которая разлагает страну изнутри.
Украинка Анна Довбах — одна из сотни сотрудников Aids Alliance, британской организации, работающей на Украине с 2000 года. О положении со СПИДом в своей стране она отзывается следующим образом: «Коррупцией поражено все снизу доверху, вплоть до администрации президента и премьер-министра. Чиновники воюют между собой и не заинтересованы в борьбе с инфекцией, которая поражает, прежде всего, социально слабые слои населения, гомосексуалистов и проституток, наркоманов и бездомных. Кроме того, большинство больных СПИДом умирает от туберкулеза или гепатита. Это делает катастрофу менее заметной — по крайней мере, с точки зрения статистики».
*