Глава Минтранса Игорь Левитин заявил о решении российского правительства поддержать авиакомпании. Для этого из федерального бюджета Росавиации будут выделены 5 млрд рублей, для дальнейшей передачи перевозчикам. Помощь будет выдаваться только тем компаниям, которые не смогут выполнять авиарейсы.

Кроме того, авиаперевозчикам предоставят госгарантии под выдачу кредитов коммерческих банков на сумму 30 миллиардов рублей. Это предполагается проводить в 2009-2010 г. Решение правильное и довольно своевременное. Российский авиаиндустрия находится в кошмарном положении. Спрос на перевозки уменьшается с каждым месяцем и в будущем будет только хуже. Например, в январе-феврале пассажиров стало меньше на 26,4%, груза на 42,9%. Стабилизацию можно ожидать, если в мировой экономике не будет никаких потрясений, но это подобно киданию монеток детьми на «хорошую погоду».

Допустим, в этом с главой Минтранса можно согласится, теперь надо думать над основным вопросом ― сумме поддержки. Например, Международная ассоциация воздушного транспорта подсчитала, что убытки могут составить 4,7 млрд долларов. Если учесть, что доля российских авиаперевозок в мире не дотягивает и до двух процентов, то становится очевидно ― выделили больше, чем надо. Но и тут опять все правильно (даже придраться не к чему), правительство подготовилось к гораздо более худшему результату и попросту перестраховалось. То есть, так все сделано по совести, даже читать скучно. Но есть еще и третий фактор ― сами авиакомпании.

Можно вспомнить хотя бы то, что авиапарк в России разваливается буквально в воздухе. И без сомнений, многие попробуют за счет господдержки подлатать свои самолеты, хотя есть, конечно, и такие, которые попросту рискнут умыкнуть часть средств. Нет, естественно, деньги будут выдаваться на покрытие расходов из-за недостатка желания «летать» у россиян, но механизм контроля за авиаперевозчиками является пока довольно расплывчатым. Поэтому, как далеко кто из них улетит, можно будет увидеть в ближайший год-два.

Дмитрий Билик

*