В пятницу пройдет инаугурация Владимира Путина, который был в марте переизбран на второй срок. Кортеж президента ожидается в Кремле около полудня. Как сообщает ИТАР-ТАСС, к этому дню «небесная канцелярия», похоже, подготовилась с должной ответственностью… 7 мая в столице будет самым теплым днем на этой неделе — до плюс 25 градусов».

Как и четыре года назад, Путин пройдет через два зала Большого кремлевского дворца, Георгиевский и Александровский, в третий — Андреевский, где на специальном подиуме избранного президента будут ждать председатель Конституционного суда и главы палат российского парламента.

Владимир Путин примет присягу на тексте конституции в переплете из кожи варана, получит знак президента России и начнет свой второй президентский срок.

Только Первый

Во всех трех залах Кремля будут гости — депутаты, дипломаты, министры и губернаторы, но там не будет работающих журналистов. Снимать в Кремле в этот день никому, кроме Первого российского канала, не разрешили.

Этот канал, как предполагается, поделится картинкой со всеми коллегами, а главное — обеспечит трансляцию церемонии в прямом эфире.

Собственно, журналисты как таковые тоже придут на церемонию, но это корреспонденты кремлевского пула, которые приглашены не как пишущая братия, а как гости.

Дмитрий Песков, заместитель пресс-секретаря президента России, объяснил Би-би-си эти ограничения на работу масс-медиа во время инаугурации желанием сделать как лучше:

«Всего в общей сложности ожидается около 1700 приглашенных на церемонию вступления президента в должность… Съемочных камер, фотографов не будет именно для того, чтобы обеспечить качественную трансляцию. 1700 человек — это много для Большого кремлевского дворца, но ничтожно мало для всей страны, и основная задача — чтобы все граждане России смогли в режиме прямого эфира увидеть эту торжественную церемонию».

Другой источник в Кремле также заявил, что «упор сделан на церемонию как на телевизионное мероприятие во всей его красе».

Власть и пресса

Однако в Кремль не позвали не только снимающих, но и пишущих журналистов. Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов с горечью замечает, что четыре года назад было все то же самое.

«Совершенно неочевидно и непонятно, почему журналисты разных изданий не могут там присутствовать так же, как они, скажем, присутствуют при оглашении послания президента Федеральному собранию, — говорит он. — Они бы могли подходить к другим людям, не к президенту, узнавать о впечатлениях. Эта история длится уже четыре года, ничего нового в ней нет».

Даже если бы пресса не могла передвигаться по залам — это бы действительно нарушало протокол — она бы могла посмотреть на все своими глазами, а не делать выводы, судя обо всем по трансляции.

Некоторые иностранные журналисты, работающие в Москве, отмечают, что для Кремля стало характерным избегать живого общения главы государства с масс-медиа.

Так думает, в частности, шеф бюро испанского информагентства EFE Мигель Бас: «Мы сталкиваемся с тем, что власть в России все больше и больше теряет интерес к прессе. Это — мягко выражаясь. Может быть, дело обстоит и хуже».

Казалось бы, зачем в Кремле журналисты, если народ по телевизору и так все увидит. Но если о том, что происходит в центре российской власти, россиянам будут рассказывать только под одним углом — государственным, то картина может получиться, как минимум, неполной.

Данила Гальперович

Русская служба Би-би-си, Москва

06 мая 2004 г., 14:34 GMT 18:34 MCK

Би-би-си

*