Поддержка российского автопрома продиктована задачей сохранения рабочих мест, а не рентабельностью
Спасение автопрома по-русски направлено в большей степени на обеспечение спокойствия на улицах, чем на реструктуризацию бизнеса. По мнению экономистов, «АвтоВАЗ», «памятник советской гигантомании», поддерживается властями как источник рабочих мест.
Корреспондент The New York Times Эндрю Крамер раскрывает социальную подоплеку спасения «одного из наименее рентабельных автомобильных заводов в мире» — «АвтоВАЗа».
По производительности он в 4,5 раза уступает одной из сборочных линий General Motors, в работе широко используется ручной труд, а первый автомобиль, оборудованный подушкой безопасности, сошел с местного конвейера только в 2005 году — таков сегодня гигант российского автопрома. Тем не менее, государство выделяет ему миллиарды долларов субсидий, не налагая при этом никаких дополнительных условий. Чем же обусловлена такая политика властей?
«Спасение автопрома по-русски направлено в большей степени на обеспечение спокойствия на улицах, чем на реструктуризацию бизнеса», — поясняет Крамер. По мнению экономистов, «АвтоВАЗ», этот «памятник советской гигантомании», имеет смысл поддерживать разве что как источник рабочих мест. На предприятии работает в общей сложности 2 млн человек, в то время как общее трудовое население России насчитывает примерно 75 млн.
«Кризис рынка легковых автомобилей наступил в России позже, чем в США, но он может оказаться более серьезным», — считает журналист. По оценкам московского бюро PricewaterhouseCoopers, продажи в автомобильном секторе сократятся на 25-50%. В России уже случались общественные беспорядки на фоне сокращения производства; поэтому государство не скупится на помощь, льготы и гарантии для «АвтоВАЗа». Минувшей осенью были введены пошлины на иномарки. На прошлой неделе заводу выделен дополнительный беспроцентный кредит в 730 млн долларов. Правительство всеми силами старается избежать увольнений: установлена 4-дневная рабочая неделя, сотрудникам предлагают уйти в отпуск с сохранением 2/3 заработной платы, с помощью субсидирования автокредитов искусственно поддерживается спрос.
Бывший вице-мэр Тольятти Владимир Ягутян в интервью The New York Times прямо говорит о «социальной роли» «АвтоВАЗа»: «От него зависит стабильность города». Ягутину вторит сотрудник компании Денис Макаров: «Если оно [предприятие] остановится, весь город выйдет на улицы».
Источник: The New York Times
7 апреля 2009 г. | 13:40
Эндрю Крамер | The New York Times
***