Как интернет обзавелся своими правилами
7 апреля была знаменательная дата в истории интернета — исполняется 40 лет запросу комментариев (RFC), сообщает The New York Times. RFC появились, когда никакой «повсеместно протянутой паутины» еще не было. На исходе 1969 года существовала лишь примитивная сеть, соединявшая четыре компьютера в четырех научных центрах США.
7 апреля была знаменательная дата в истории интернета — исполняется 40 лет запросу комментариев (RFC), сообщает The New York Times. «О существовании этих скромных документов известно лишь специалистам, но они играют огромную роль в функционировании механизмов интернета и внесли большой вклад в его успех», — поясняет автор статьи Стивен Д.Крокер, глава компании, разрабатывающей технологии распространения информации.
RFC появились, когда никакой «повсеместно протянутой паутины» еще не было. На исходе 1969 года существовала лишь примитивная сеть, соединявшая четыре компьютера в четырех научных центрах США. Ее пользователи — не больше сотни ученых-компьютерщиков — постепенно перезнакомились между собой. Крокер сообщает, что в то время учился в Калифорнийском университете и входил в неформальную группу пользователей, которые вместе разрабатывали сетевые протоколы — правила обмена информацией между компьютерами. Крокер вызвался облечь их идеи в письменную форму.
Так Крокер написал первый сетевой протокол в истории: ночью, на квартире у друзей. Чтобы не нарушать сон хозяев, он работал в туалете. Опасаясь уязвить какого-нибудь видного ученого, Крокер назвал свой документ «запросом комментариев». Первые RFC пересылались разработчиками друг другу по обычной почте, поскольку электронной почты еще не существовало, да и сеть толком не работала. «Главное, что эти первые документы распространялись бесплатно, а написать свой запрос комментариев мог любой», — поясняет Крокер. Каждый человек мог выдвинуть собственную идею: если люди одобряли ее и начинали ей пользоваться, схема становилась стандартом. «Наверно, тот факт, что мы не патентовали свои идеи и избегали других ограничений, помогал делу; когда контроль над протоколами не приносит никаких финансовых выгод, договориться намного проще», — пишет он. Эта культура открытого кода сыграла фундаментальную роль для стремительного развития интернета — собственно, без нее никакой сети не было бы вообще, полагает автор.
В итоге первоначальная группа переросла в нынешнюю Специальную комиссию интернет-разработок (Internet Engineering Task Force), которая отчасти имеет иерархическую структуру, но по-прежнему работает бесплатно и доступна для любого. Теперь, когда кризис требует возрождать экономику на новых принципах, Крокер советует не забывать о ценности открытого доступа к информации, будь то реформа здравоохранения или новаторство в энергетике.
Источник: The New York Times
*