Символ датской столицы, копенгагенская Русалочка, вскоре отправится в дальнюю поездку. Первую в ее 96 лет – и сразу за дальние моря, в Китай, где ей предстоит украсить датский павильон на Всемирной выставке 2010 года.

Архитектор датского павильона Бьерке Ингельс (Bjarke Ingels), которому и принадлежит идея экспортировать Русалочку, убедил городские власти с помощью экологических аргументов: с его точки зрения, в нынешние времена глобального потепления лучше привезти одну Русалочку в Шанхай, чем представить, что 1,3 миллиарда китайцев полетят повидаться с ней в Копенгаген. Те 12 членов городского совета, кто голосовал против, думали, видимо, о других туристах – тех, которые, оказавшись в Копенгагене, будут разочарованы, не увидев его символ на положенном месте – на камне в гавани, где Русалочка впервые оказалась в августе 1913 года. Со своим метром двадцать пять при весе в 175 килограммов она считается самым тщедушным из европейских городских символов.

Правда, дома ей дважды отрубали голову, как-то отрезали руку, один раз взорвали динамитом и регулярно поливают краской – но то какие-то психи, а большая часть населения датской столицы относится к работе скульптора Эдварда Эриксена (Edvard Eriksen) с любовью. Или хотя бы с юмором. В дни принятия важных политических решений или в праздники Русалочка нередко преображается: так, когда в Брюсселе дискутировали о принятии Турции в Евросоюз, городской символ предстал в мусульманской бурке, а в Международный женский день сердобольные граждане сунули в руку русалке вибратор. Если к мелким актам вандализма копенгагенцы привычны, то взрывами и обезглавливаниями занимались специально созданные комиссии по расследованию убийств. Преступления остались нераскрытыми, виновные во всех случаях не были найдены.

Сейчас 36 членов копенгагенского горсовета проголосовали за русалочкин отпуск, а противники недоумевают – почему не послать в Шанхай копию? Действительно, почему? Тем более что злые языки утверждают: сидящая на камне в копенгагенской гавани русалка и есть копия, а оригинал с того самого 1913 года семья скульптора Эриксена прячет. Впрочем, если даже эта странная версия справедлива, за почти сотню лет копия сама уже стала памятником – наверное, первым из выставленных на улицах и площадях Европы, кому доведется увидеть Восток.

Максим Смирнов

Русская Германия ссылка на статью

***