Россия готовит проект космического корабля будущего
Российское космическое агентство в понедельник назовет победителя конкурса на разработку пилотируемого космического корабля нового поколения, который придет на смену «Союзу». Корабль, пока известный лишь по аббревиатуре ППТС — «перспективная пилотируемая транспортная система», позволит выводить экипаж на низкую околоземную орбиту и совершать экспедиции к Луне.
В Роскосмосе отмечают, что на выделенные государством деньги уже можно заказать эскизное проектирование космического аппарата.
Срок выполнения этих работ стоимостью 800 млн. рублей ограничен июнем 2010 года.
Корабль, пока известный лишь по аббревиатуре ППТС — «перспективная пилотируемая транспортная система», позволит выводить экипаж на низкую околоземную орбиту и совершать экспедиции к Луне.
Первый пилотируемый запуск корабля намечен на 2018 год.
Его планируют осуществить с космодрома «Восточный», строительство которого должно начаться в следующем году в Амурской области.
Новый космический аппарат заменит трехместную капсулу «Союза», который эксплуатируется уже более 40 лет.
Хотя Роскосмос пока хранит молчание по поводу планов развития проекта, уже обнародованы требования к пилотируемой транспортной системе будущего. Они проливают свет на предполагаемые модификации аппарата и его возможности.
Модификации нового корабля
Корабли пилотируемой системы будут весить от 18 до 20 тонн, смогут выводить на околоземную орбиту до шести человек экипажа и перевозить не менее 500 кг груза; на окололунную — четырех космонавтов и 100 кг груза.
«Союз» служит своего рода «спасательной шлюпкой» для МКС |
Предполагается, что беспилотный вариант ППТС сможет доставлять на околоземную орбиту не менее 2000 кг груза и как минимум 500 кг — возвращать на поверхность Земли.
Согласно проекту, отсек экипажа пилотируемого корабля должен быть рассчитан на многократное использование.
По подсчетам агентства, за 15-летний срок службы конусообразная капсула сможет осуществить до 10 миссий в космос.
Требования к новому кораблю, обнародованные Роскосмосом, могут дать представление о планах развития российской космической программы в целом.
«Промежуточные» модификации системы ППТС создаются для выполнения самых разнообразных задач.
Например, агентство хочет, чтобы будущий разработчик оценил возможность вывода корабля на полярные орбиты, на которых обычно летают разведывательные спутники и спутники наблюдения Земли.
Новый аппарат должен также обеспечивать 30 дней автономного полета на околоземной орбите или оставаться в космосе не менее года после стыковки с Международной космической станцией (в будущем, возможно, с Российской космической станцией).
На сегодняшний день корабли «Союз», которые служат «спасательными шлюпками» для МКС, должны сменять друг друга примерно каждые полгода из-за потенциальной опасности износа аппаратуры.
Марсианский комплекс
ЕС задействует российские технологии, но будет развивать систему будущего самостоятельно |
Новый корабль создается и для обслуживания беспилотных космических аппаратов.
Некоторые его модификации предназначены для устранения с орбиты крупных фрагментов космического мусора, а также для выполнения ряда военных задач.
Предполагается, что «лунная» версия корабля после стыковки с космической станцией сможет проводить на окололунной орбите не менее 200 дней.
Российские СМИ уделяют немало внимания последним исследованиям, касающимся возможности создания лунной орбитальной станции.
Такая станция могла бы стать связующим звеном для модулей, доставляющих экипаж с окололунной орбиты на поверхность Луны.
Указанный в требованиях к аппарату 200-дневный срок миссии, возможно, говорит о том, что в конечном счете Россия планирует построить постоянную лунную базу — подобную той, что разрабатывает НАСА в рамках программы «Созвездие».
Новая транспортная система, очевидно, станет ключевой и для освоения Марса.
Агентство ИТАР-ТАСС цитирует начальника управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексея Краснова, по словам которого система должна стать «ядром будущего марсианского комплекса».
Не без помощи России
Роскосмос уже определил победителя конкурса на создание ракеты-носителя для запуска корабля нового поколения, который спустя полвека придет на смену «Союзу».
И хотя агентство воздерживается от комментариев по этому поводу до официального объявления победителя 6 апреля, источники российских СМИ утверждают, что руководить разработкой ракеты будет самарский научно-производственный центр «ЦСКБ-Прогресс».
За последние годы Россия и Европа не раз обсуждали возможность совместной разработки транспортной космической системы будущего, но не смогли договориться о распределении ролей.
Теперь Евросоюз будет самостоятельно создавать на базе своего космического «грузовика» ATV (Astrium) пилотируемый корабль, но опять же не без использования российских технологий.
пятница, 03 апреля 2009 г., 15:45 GMT 19:45 MCK
***