В Самарском областном художественном музее открывается выставка художника-живописца Валентина Белоусова
2 апреля в Самарском областном художественном музее состоится открытие персональной выставки Валентина Ивановича Белоусова – самарского художника-живописца, члена Союза художников России с 1984 года.
В.И. Белоусов родился в г. Куйбышеве 10 апреля 1930 года. Учился в художественных студиях г. Куйбышева, которыми руководили В.Бидер, Г.Подбельский, Л.Давыдов и И.Цыбульник, окончил Всероссийский заочный машиностроительный институт, факультет приборостроения, в 1971 г. – заочный народный университет искусств.
С 1964 г. – участвовал в областных выставках, в том числе организуемых Городским молодежным клубом (ГКМ-62). В 1966 г. Принял участие в конкурсе проектов по созданию «Монумента вечной славы» в Самаре.
Преподавал рисунок и живопись с 1974 по 1976 гг. в Куйбышевском художественном училище, а с 1977 по 2001 гг. – в Самарской Архитектурно-строительной Академии.
Сам Валентин Иванович о своем творческом кредо говорит так: «Я всегда считал, что главным профессиональным качеством художника должна быть его самобытность, его непохожесть на других. Смысл жизни живописца – открыть что-то для себя, поэтому все, что я вижу, я пытаюсь выразить в картинах через призму моей души. Я не стремлюсь к доскональному изображению, к натуралистической манере письма. Художник должен преображать этот мир».
Молодость художника пришлась на пору хрущевской оттепели, которая во многом определила направление его дальнейшего пути. Будучи по специальности инженером точного приборостроения, Белоусов по зову сердца перешел из «физиков» в «лирики». Картины 1960-х – «Карусель», «Новый проспект», «Крыши» воспринимаются сейчас как некие поэтические документы, заключающие неповторимую творческую атмосферу тех лет с трогательной верой в открывающиеся впереди «светлые дали».
В работах 1970-х гг. автор отходит от пленэрности, применяя декоративно-аппликативный способ решения полотна. Акцент с передачи непосредственных впечатлений смещается в плоскость разработки философского решения темы, утверждается эпическое начало, предельный стилистический лаконизм (полотна «9 мая 1945 года», «Высота», «Реликт», «Город над Волгой», «Огонь войны», «Волжский богатырь» и многие другие работы 1980-х гг.)
Особое место в творчестве Белоусова занимает тема Жигулей. В 1980-1990-е годы он создал серию картин, в которую вошли многие полотна – «Край заповедный», «Жигулевская кругосветка», «Большая вода», «Август в Жигулях». Они погружают нас в мир величественной, живущей по своим законам Природы, которая является величайшей ценностью для нас и требует бережного к себе отношения. Тема защиты природы от хищнических посягательств человека звучит в работах «Реликт-1», «Реликт-2», «РВС» и многих других. Целеустремленно работая в этом направлении, Белоусов наряду с такими замечательными самарскими мастерами, как В.З. Пурыгин, Г.В. Филатов, И.Е. Комиссаров, Ю.И. Филиппов, Н.Ф. Шеин внес свою художническую лепту в дело изучения и продвижения образа Самарского края.
Сегодня Валентин Иванович является одним из наиболее интересных самарских художников, его творческий почерк узнаваем с первого взгляда, его картины украшают коллекцию Самарского областного художественного музея, находятся во многих зарубежных собраниях, сообщает Министерство культуры и молодежной политики Самарской области.
*