Этот день в истории края. Герцогиня из котельной
Одной из ценнейших картин Самарского художественного музея стал бывший «Портрет неизвестной» неизвестного художника первой половины 18 века. Усилиями работников музея это почти испорченное полотно было отреставрировано, а личность изображенной на нем знатной дамы установлена.
Оказалось, что это герцогиня Бенигна Готлиб Бирон – супруга Эрнста Бирона, с именем которого связана целая эпоха «бироновщины» — шпионаж, доносы, казни тех, кто осуждал связь русской императрицы Анны Иоанновны со своим фаворитом Бироном.
Этот испорченный портрет нашли в котельной рядом с Дворцом культуры. Как он туда попал, неизвестно. Скорее всего, он был занесен из бутафорского цеха Театра оперы и балета, где служил в качестве элемента декораций. По счастью, нашлись люди, разглядевшие в облупившемся полотне высокохудожественное произведение. Его передали реставраторам музея. А когда «золушка» превратилась в прекрасную принцессу, захотелось узнать ее настоящее имя.
Художник-реставратор Татьяна Алексушина рассудила, что столь нарядная дама с бриллиантовыми украшениями, вероятно, не раз позировала художникам и, надо полагать, есть и другие ее изображения. Так оно и оказалось. После просмотра множества старинных портретов дам с характерной ямочкой на подбородке, выявилось поразительное сходство «Портрета неизвестной» с герцогиней Бирон. Эту догадку подтвердили и работники раундальского дворца-музея Биронов в Латвии. Они даже назвали предположительную дату написания портрета: 1737-1739 год.
Как известно, «бироновщина» кончилась в 1740 году. В Москве произошел дворцовый переворот, и по приказу новой правительницы России Анны Леопольдовны Бирона арестовали. Бенигна босиком, в ночной рубашке бросилась за мужем по снегу. Потом 22 года провела с ним в ссылке, пока вся семья не была прощена пришедшей к власти Екатериной Второй. Портрет Бенигны Бирон мог бы украсить любой музей мира и в Самаре очень дорожат и гордятся им.
*