Фирменный автосервис — это непрофильный актив АВТОВАЗа?
Фрагмент интервью с бывшим директором тольяттинского спецавтоцентра и ассоциации дилеров ВАЗа Юрием Целиковым: До прихода Рособоронэкспорта на ВАЗе было всего семь вице-президентов. Теперь их около тридцати. На самом деле вице-президенты сами не знают, сколько их сейчас на ВАЗе. Все вместе они никогда не собирались. На улице встретятся — друг друга в лицо не узнают.
(Интервью цитируется с сайта газеты «Вольный город» Тольятти)
15 (461) 13.03.09
Юрий Целиков: Пусть руководство ВАЗа за свой счет оплачивает пансионаты и телохранителей
Закончилась одна из самых трудных для Волжского автозавода зим за всю его историю. Весь январь завод фактически простаивал. Отсутствие денег на счетах привело к огромной задолженности перед поставщиками (по разным оценкам 18-22 миллиарда рублей), которые держат конвейер на коротком поводке, сами не выплачивая своим рабочим зарплату. Введена вексельная схема расчетов, которая не устраивает поставщиков. Да и обналичить вазовские векселя они не могут из-за неправильного их оформления. А многие банкиры просто не верят, что ВАЗ погасит эти бумажки в срок.
Благодаря объявленным правительством беспрецедентным мерам по поддержке отечественного автопрома этот успех можно было бы закрепить и развить на долгие годы. Вопрос в том, как это лучше сделать. Об этом мы беседуем с ветераном завода, бывшим директором тольяттинского спецавтоцентра и ассоциации дилеров ВАЗа, до сих пор вхожим в высокие вазовские кабинеты, человеком, немало в свое время попортившим крови прежнему своему руководству, Юрием Целиковым.
— Юрий Кузьмич, что надо сделать ВАЗу, чтобы приблизиться к прежнему уровню продаж?
— Прежде всего, нужно, чтобы топ-менеджмент ВАЗа восстановил доверие к себе со стороны коллектива Волжского автозавода и потребителей. За последнее время оно заметно ослабло. Было дано слишком много обещаний, начиная с «декабрьского вооруженного собрания» акционеров 2005 года. Тогда Борис Алешин обещал инвестировать со стороны государства в автопром 5 миллиардов долларов, львиная доля которых должна была пойти флагману автопрома — АВТОВАЗу. Потом были обещаны строительство одного завода, другого, линейка новых моделей, контакты с канадской фирмой «Магна». Денег потрачено много, а результатов нет. И вот это доверие у специалистов Волжского автозавода к новому руководству оказалось сегодня на самом низком уровне за всю историю предприятия. С высококлассными специалистами НТЦ советуются в последнюю очередь, а иногда и не советуются вообще.
Зарплаты в тысячи евро
— Кстати, такой вопрос. Много слухов ходит о зарплатах нынешнего топ-менеджмента. Нет ли у вас какой-нибудь достоверной информации об этом?
— Нынешние, по имеющимся у меня неофициальным сведениям, имеют от 20 до 70 тысяч евро. Некоторые из них получали квартальную премию по 500 тысяч рублей. Такого не было вообще никогда. Что это за работа, за которую можно платить такие деньги? Поэтому Алешину надо заморозить зарплату, как сделал новый президент США в американском правительстве, и принести свои извинения, покаяться перед вазовцами в собственных ошибках.
Лакмусовая бумажка на Восточном кольце
— Как вы относитесь к заявлению Алешина, что фирменный автосервис — это непрофильный актив АВТОВАЗа?
— Мы, ветераны, самих московских топ-менеджеров называем «непрофильным пассивом» завода. Если бы он хоть немного знал историю его создания, то не говорил так. Вообще, я считаю, Алешину надо либо уезжать назад, в Москву, либо, если уж он так прикипел к ВАЗу душой, поставить Вильчика генеральным директором. Вильчик может справиться. Вопрос в том, согласится ли он. Сегодня, повторяю, все так запущено, такое недоверие к руководству, что может и не согласиться. Со специалистами никто из руководства давно не встречается. Сказать правду негде и некому. Если только в Интернете, да вот у вас, в «Вольном городе».
(…)
Хитрые компаньоны
— Скажите, зачем «СОКу» нужен дилерский холдинг «Лада-Сервис»?
— «СОК» еще не сказал окончательно, что он ему нужен. Ему просто навязывают автосервис в обмен на «ИжАвто».
— А зачем ВАЗу «ИжАвто»?
— ВАЗу он абсолютно не нужен. «ИжАвто» нужен фирме «Рено». По моему глубокому убеждению, «Рено» — это такая же хитрая фирма, как и «Дженерал моторс», которая захватила в России рынок внедорожников. С помощью АВТОВАЗа «Рено» тоже потихоньку берет контроль над российским авторынком. В Ижевск они переведут то, что никак не могут запустить здесь. Для ВАЗа все их проекты чрезвычайно убыточны. На площадях «Калины» делать «Рено», а «Калину» перевести вместо классики? Мы таким путем загубим и то, и другое, и третье. Я надеюсь на мудрость молодого, толкового, энергичного президента России Дмитрия Медведева. Думаю, что он в ближайшее время, возможно, посетит ВАЗ. И Владимир Путин к концу марта примет, наконец, правильные решения по российскому автопрому.
Подробнее: "Вольный город" Тольятти
*