Теперь, когда прекратились полеты сверхзвуковых самолетов «Конкорд», меньше чем за пять часов из Англии до Америки добраться невозможно. Но если будет осуществлена необычная идея двух американских ученых, то на это будет уходить всего лишь один час.

Эрнст Френкель — сотрудник группы, которая первой начала разработку проекта туннеля под Ла-Маншем, и профессор технологии морских сооружений Массачусетского университета Фрэнк Девидсон предложили соединить Старый и Новый свет подводным туннелем, по которому со скоростью почти шесть с половиной тысяч километров в час будут ходить поезда на магнитной подушке.

Туннель, погруженный под воду на глубину от 450 до 600 метров, предполагается собрать из отдельных секций гигантских труб, которые будут изготовляться в сухом доке, а затем транспортироваться на баржах к месту погружения, где из них полностью откачают воздух.

Собранный туннель будет висеть на тросах, прикрепленных к массивным опорам, чтобы исключить возможность смещения труб под воздействием течений.

Движение, вернее сказать полет, поезда обеспечивают установленные вдоль дна туннеля магниты с переключаемой полярностью, которые взаимодействуют с магнитами, находящимися в самом поезде. Во время полета он висит в воздухе, трение исключено, чему способствует и вакуум, создаваемый в туннеле. Вакуум важен еще и потому, что он устраняет ударную волну, которая иначе могла бы возникнуть при скорости поезда, почти в шесть раз превышающей скорость звука, и разрушить туннель.

По суше и по дну

Одна из предложенных трасс движения поездов проходит по поверхности земли от Нью-Йорка через территорию Северной Америки и Канады, а после этого по дну Атлантического океана, поднимаясь на поверхность Гренландии и Исландии. Затем она снова ныряет под воду, выходя наружу уже на территории Британии и достигая Лондона. Такой путь длиннее, но зато намного дешевле, чем трасса по прямой от Нью-Йорка до Лондона.

Насколько же осуществим проект подводного туннеля? Эрнст Френкель считает, что с инженерной точки зрения серьезных препятствий для этого нет. «Мы все время прокладываем трубы и кабели через океан, — говорит он, — в Норвегии недавно рассматривалась возможность прокладки нескольких подводных туннелей через фиорды, а в Шанхае уже работает железная дорога на магнитной подушке, соединяющая город с аэропортом. Так что прокладка Атлантического туннеля вполне реальна».

Но если с инженерной точки зрения препятствий нет, то с финансовой они достаточно велики. В самом деле, стоимость всего одного километра туннеля составит от 20 до 40 миллионов долларов, и найти спонсоров проекта будет не просто. Еще одна проблема — это безопасность движения, которую еще необходимо определить.

Виктор Костин

Би-би-си, Лондон

04 мая 2004 г., 07:25 GMT 11:25 MCK

Би-би-си

*