Женская доля. Россия вошла в тройку стран-лидеров по количеству дам-управленцев в бизнесе
В среду на встрече с представителями президентского кадрового резерва Дмитрий Медведев посетовал на недостаточное количество женщин в российской власти. «Я вчера (во вторник. — Ред.) был в Испании, разговаривал с коллегами из правительства этой страны, они попеняли мне как президенту Российской Федерации, что у нас мало женщин в правительстве. Мне нечего было на это возразить», — сказал президент.
Между тем российский бизнес все более явно приобретает женское лицо. Лишь немногим меньше половины (42%) руководящих постов в российских компаниях, управляемых собственниками, принадлежит женщинам. Эти данные получены международной организацией Grant Thornton International в результате опроса более 7000 компаний из 36 стран мира, включая Россию. Выяснилось, что в топ-менеджмент женщинам легче пробиться в провинции, чем в Москве.
В России в рамках международного исследования бизнеса опрашивали 250 компаний с численностью персонала от 100 до 499 человек. Сфера деятельности респондентов — обрабатывающее производство, торговля, строительство, рынок услуг. В опросе 2009 года принимали участие респонденты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска.
В среднем в мире только четверть руководящих постов в компаниях занимают женщины. При этом в трети компаний-респондентов по всему миру топ-менеджеров женского пола нет вообще. Меньше всего руководить бизнесом доверяют женщинам в Японии — там лишь 7% руководящих постов принадлежат женщинам, в Бельгии — 12%, в Дании — 13%.
Любопытно, что со временем феминизм в бизнес-среде укрепляется отнюдь не в европейских странах. На Филиппинах в 2004 году женщины присутствовали в руководстве 39% компаний, в 2009-м — в 47%, в Мексике за пошедшие годы число женщин-руководителей увеличилось с 27 до 31%, в Турции — с 20 до 29%, в Гонконге — с 26 до 28%, в Индии — с 12 до 15%, в Сингапуре — с 23 до 28%.
Европейские бизнес-леди, похоже, сбрасывают «обороты»: в Польше присутствие женщин в топ-менеджменте сократилось за эти годы с 36 до 32%, во Франции — с 21 до 18%, в стране победившего феминизма, США, осталось неизменным — 20%. В странах Латинской Америки женщин в руководстве в целом больше, чем в странах ЕС, — 28% против 20. Больше всего женщин в руководстве компаний в сфере здоровья и образования — 35%.
Позиции женщин как топ-менеджеров компаний в России заметно укрепились по сравнению с 2007 годом — тогда лишь 34% респондентов заявляли о присутствии дам-руководителей в высшем руководстве компании. Стоит отметить, что в 2004 году Россия занимала первую строчку рейтинга с результатом, аналогичным результату последнего опроса (42%).
Самым феминистически настроенным российским городом оказался Новосибирск — 65% респондентов заявили, что в высшем руководстве компании задействовано не менее, а то и более трех женщин. В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге три и более женщины присутствуют в руководстве 42—45% компаний. Самым же суровым по отношению к слабому полу можно считать Санкт-Петербург — топ-менеджерами 16% компаний оказались исключительно мужчины. Для сравнения: в других городах лишь 8% компаний практикуют чисто мужской топ-менеджмент (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург).
Если сравнить, какой удельный вес в высшем менеджменте составляют женщины, то в Москве среди руководящего персонала женщин меньше всего — 36%, а в Екатеринбурге и Новосибирске — 46 и 47% соответственно. Феминизм провинции, впрочем, может объясняться не столько бойцовскими качествами сотрудников женского пола, сколько тем, что в столице доля руководства в общей численности работников предприятия не так велика и составляет в среднем чуть менее 10% коллектива. В регионах же, в частности в Новосибирске, на руководящих постах трудится более 18% всех сотрудников предприятий, соответственно и женщин среди них больше.
Высокое положение России среди других стран по числу женщин-руководителей эксперты объясняют тем, что в России есть целый ряд высших руководящих должностей, традиционно занимаемых женщинами, — главный бухгалтер, директор по маркетингу, директор по персоналу. «Однако если посчитать соотношение мужчин и женщин на посту генеральных директоров компаний, женщины окажутся в невыигрышном положении. В этом отношении России есть еще куда стремиться», — говорит менеджер по персоналу Grant Thornton в России Людмила Гайдай.
***