Российская космическая промышленность снова на взлете и удерживает эту высоту. Практически в одиночку она обеспечивает международную космическую станцию, при этом марсианские и лунные планы президента Буша чуть ли не высмеиваются. Мы будем там на десять лет раньше, говорят в Москве.

Президент Владимир Путин во время недавних штабных учений недвусмысленно дал понять: «великая Россия» снова должна стать одним из главных действующих лиц в космическом пространстве. Конкуренцию со стороны Китая, Японии и Западной Европы кремлевский лидер наверняка учитывает.

Человека, который должен этим заняться, зовут Анатолий Перминов, он генерал-полковник, до недавнего времени – командующий космическими войсками. Сейчас Путин поставил его во главе Федерального космического агентства. Перминов, долго не мешкая, предложил жесткий подход. Его первым действием на новом посту стало нечто вроде ультиматума в адрес США, чьи грузовые корабли после катастрофы «Коламбии» пока что не летают.

Генерал потребовал удвоить срок пребывания основного экипажа на МКС и довести его до года. Тем самым он хочет заполучить больше мест в трехместных капсулах «Союз» для богатых космических туристов. Таким образом Кремль надеется компенсировать те потери, которые возникли из-за отказа США участвовать в финансировании строительства дополнительных кораблей «Союз» и «Прогресс».

То, что американцы не согласятся с его «предложением», генералу было очевидно. Ведь в отличие от русских они пока что не имеют достаточного опыта таких длительных полетов. Теперь остается напряженно ждать, как Кремль отреагирует на отказ Вашингтона. Пресс-секретарь Перминова Сергей Горбунов уже однажды грозно заметил, что если его страна отдает МКС «последнюю рубашку», то США и Япония сокращают ассигнования на содержание станции. «Долго так продолжаться не может!»

Меж тем русские развивают национальные космические мощности и усиленно укрепляют свою дырявую спутниковую сеть. Их новый космический суперкорабль «Клипер» является многофункциональным: шестиместный корабль многоразового использования может курсировать между землей и МКС, но также может находиться в автономном полете до 10 дней. Этот летательный аппарат является важным звеном будущих пилотируемых полетов на Луну и Марс.

Соответствующие планы уже готовы. Об этом позаботилась еще существующая армия, насчитывающая 270 тысяч ученых, конструкторов и инженеров. После болезненного поражения в гонке за высадку человека на Луну в 1960-е годы, которое одновременно положило конец советской гегемонии в космосе, они продолжали усердно работать.

Соответствующие космические корабли должны быть готовы уже к середине следующего десятилетия – на десять лет раньше, чем американские. Есть только одна загвоздка, и это, разумеется, финансирование. Однако если дело дойдет до принципа, то Кремль, конечно, запустит руку в свою кассу.

Российские коммерческие космические надежды базируются на ракетах-носителях «Протон». Кроме того, имеются тайные расчеты на использование конверсионных ракет «Днепр» и «Стрела». При максимальной сумме в 15 млн долларов за один старт предложение русских как минимум на 10 млн дешевле, чем у их конкурентов. Ракета-носитель «Стрела» обойдется даже в 8,5 млн долларов.

Кроме того, Кремль рассчитывает на европейский космодром Куру во Французской Гвиане. Уже в конце 2006 года отсюда – с почти удвоенной полезной нагрузкой – должна взлететь первая модернизированная ракета «Союз». Это существенно улучшит ее шансы на рынке спутников связи. При полезной нагрузке до трех тонн Москва даже претендует на монопольное положение.

Der Spiegel Герхард Ковальский

14:15 05 мая

Переведено 05 мая 2004

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*