Театральный фест, в этом году отмечающий свой юбилей, состоится, несмотря на общие проблемы в экономике, и генеральный директор «Маски» Мария Ревякина на пресс-конференции специально благодарила спонсоров, не бросивших фестиваль в трудный час (особенно добрых слов удостоились Сбербанк и «Евроцемент групп»). Конкурсная программа вообще не пострадала: в Москву приедут все 48 спектаклей из 16 городов страны. Сократилась программа внеконкурсная — особенно сэкономили на визитах в Россию латышские и литовские театры, но все же и в этой программе 25 спектаклей.

Как всегда, наибольшая конкуренция в драме — десять спектаклей «большой формы», шесть «малой формы», за их постановку выдвинуты 14 режиссеров, а в частных номинациях — восемь актрис и 11 актеров. Среди номинантов, как всегда, и знаменитости двух столиц — Кама Гинкас, Лев Додин, Сергей Женовач, Кристиан Люпа, Валерий Фокин, Петр Фоменко, Темур Чхеидзе, и творцы провинциальных событий, до сих пор в Москве не прогремевшие (недавний выпускник ГИТИСа Олег Юмов, поставивший в Улан-Удэ «Максар. Степь в крови»). То же и в частных номинациях, но там глыбами над общим ландшафтом возвышаются Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили (в «Дядюшкином сне», БДТ).

В балете за звание лучшего спектакля сезона будут соревноваться семь постановок, которые лучше было бы разнести по разным номинациям, потому что сейчас в одном конкурсе и авторские работы, и просто воспроизведенные заново старые спектакли. Так пермский «Корсар» и новосибирская «Баядерка», поставленные без каких-либо новшеств, соседствуют с сочиненным Алексеем Ратманским «Пламенем Парижа» и уникальным проектом «Диана Вишнева. Красота в движении», для которого сочинили новые балеты три хореографа.

Столько же — семь постановок — в оперном конкурсе, причем среди них есть названия редкие и причудливые. Пермский «Орфей» Монтеверди соревнуется с якутским «Александром Македонским» Владимира Кобекина, а также с «Очарованным странником» Щедрина и «Братьями Карамазовыми» Смелкова. Добавим сюда «Человеческий голос» Пуленка — и ни «Майская ночь», ни «Золушка» не смогут сделать этот набор тривиальным. В итоге в композиторском соревновании появилась напряженная интрига, как, впрочем, и в конкурсе дирижеров, где участвует Михаил Плетнев — музыкальный руководитель «Пиковой дамы» Большого театра, в других номинациях не представленной.

Президент фестиваля Георгий Тараторкин сказал на пресс-конференции: «Новее прожитого сезона, содержания этого сезона ничего быть не может. Но каждый год возникают новые проекты…» Уже традиционным стал грандиозный проект под названием «Легендарные спектакли ХХ века», который в этом году представит несколько балетных шедевров (гастроль первой балерины мира Сильви Гиллем со спектаклем Push, показы спектаклей Иржи Килиана и Уильяма Форсайта). А новшеством этого года стала серия внеконкурсных программ «Маска плюс».

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***