Любовные игры. Сайты знакомств вынуждены менять правила
Весна. В наш продвинутый век искать романтическую встречу принято в Сети. Хотя это не так уж просто: Рунет давно перестал быть местом обитания ограниченного числа граждан. Там теперь все.
Рунет давно перестал быть местом обитания людей «продвинутых». Если десять лет назад сам факт принадлежности к Сети гарантировал определенные важные качества («продвинутость») вашего партнера по виртуальному знакомству, то теперь это не гарантирует ровным счетом ничего. В Сети не протолкаться.
Это обстоятельство не могло не повлиять на эволюцию сервисов онлайн-знакомств.
Знакомство за деньги
Сегодня сайты знакомств превратились в «рынок интернет-дэйтинга» (от англ. dating — знакомство, ухаживание). Главная заслуга в этом превращении принадлежит «Мамбе». Ее создатели, во-первых, придумали брать с пользователя деньги за право подбирать анкеты потенциальных партнеров по определенным признакам и за то, чтобы «поднять» анкету соискателя знакомства вверх, в первые строки выдачи по поисковым запросам. Во-вторых, они умудрились сделать так, что «Мамба» встала на стартовые страницы «Рамблера» и Mail.ru — на тот момент членов «большой тройки» Рунета. «Мамба» предлагает также партнерство всем желающим. Вы можете сделать свой сайт, использующий всю функциональность сервиса, и воспользоваться базой данных и функциональностью «Мамбы» — небесплатно, разумеется. Фрайчанзинг, в сущности.
Партнер «Мамбы» получает 30% дохода. А лучше всех устроились сотовые операторы — им достается половина всех денег, которые платят пользователи «Мамбы» (платежи осуществляются посредством SMS). iToday.ru сообщил об этом Андрей Бронецкий, гендиректор «Мамбы».
Размер рынка г-н Бронецкий оценивает в 30—35 млн долл., 15 млн долл. из которых приходится на долю «Мамбы» (данные за 2008 год).
Применяемая «Мамбой» бизнес-модель уникальна. На западных сайтах знакомств деньги с пользователя берут заранее, за доступ к базе данных. На «Мамбе» платить вообще необязательно — деньги возьмут тогда, когда человек захочет получить дополнительный сервис. Конкуренты «Мамбы» — это Loveplanet (проект, фактически клонирующий «Мамбу», принадлежит РБК) и Open24 («Юник», Ставрополь), тоже заимствовавший у «Мамбы» модель бизнеса.
Есть еще be2.ru (принадлежит швейцарской компании be2), построенный иначе, — здесь деньги берут за право доступа к сервису. О том, что это за сервис, будет сообщено ниже.
«Ищу человека»
Сейчас аудитория «Мамбы» насчитывает более 10 млн анкет. Среднестатистический посетитель-мужчина — офисный служащий 28 лет, со средним доходом, получает около 30—40 сообщений в сутки, ведя одновременную переписку с 22 контрагентами. Среднестатистическая посетительница — это «менеджер» (поди пойми, что в действительности обозначает этот термин) 25 лет, тоже со средним доходом, получает около 70 сообщений в сутки и общается онлайн с 25—35 претендентами одновременно.
Корреспондент iToday.ru поставила эксперимент на себе. За первый час после регистрации на сайте ее контакт-лист достиг почти 30 человек. Спустя несколько часов пребывания на «Мамбе» становится ясно, что по большей части на «Мамбе» живут скучающие люди, которые не горят желанием заводить на сайте серьезные отношения.
Обращает на себя внимание и большое количество объявлений проституток.
Обычно на изучение виртуального человека уходит два часа. Число собеседников пользователя сайта знакомств измеряется десятками. У нормального человека на такие исследования просто нет времени. Вывод: сервис перестал быть удобным и в нем нужно что-то менять.
Нужно что-то иное
В Сети последнее время люди очень часто знакомятся в местах, специально для этого не предназначенных, — многопользовательские online игры, социальные сети, форумы. Что также свидетельствует о кризисе классического жанра сетевых знакомств.
В попытке не отстать от времени «Мамба» полгода назад открыла дополнение к основному сервису — Mon Amour. В данном случае уже «Мамба» заимствовала чужую практику у be2: кандидата предварительно тестируют (тест — психологический), а затем компьютер пытается подобрать для него подходящего партнера.
Корреспондент провел на Mon Amour несколько часов (аккаунт существует уже полгода). Увы! Поведение собеседников здесь мало чем отличается от того, что принято на «Мамбе». Да и может ли быть иначе, если аудитория Mon Amour — это подмножество аудитории «Мамбы»?
Руководитель «психологической группы» Mon Amour Владимир Шахиджанян утверждает между тем, что «тест достаточно точен». О любви, по словам г-на Шахиджаняна, речь не идет. Речь идет только о взаимных интересах и схожести вкусов.
Возможно, решение проблемы «слишком много кандидатов» будет достигнуто без участия сайтов знакомств. Необязательно на них должно появиться что-то принципиально новое.
Сам себе рекомендатель
В начале этого года раздел «Умные знакомства» появился на рекомендательном сервисе «Имхонет». В его основе — попытка «отфильтровать» кандидатов на знакомство по схожести их вкусов и интересов в отношении произведений искусства, способов проведения досуга, хобби и т.п.
«Можно отобрать интересующую кандидатуру по интересам: фотография, SPA, кошечки-собачки, любовь к Италии, к определенным видам спорта — интересов сотни», — говорит владелец «Имхонета», профессор Высшей школы экономики Александр Долгин. Система учитывает близость вкусов двух людей на основе их оценок фильмов, книг, игр, телепередач и др.
Похоже, что это работает. Пребывание на «Умных знакомствах» весьма отличается от того, что имеет место на «Мамбе» и на Mon Amour. Главное отличие в том, что поиск партнера не является здесь главной целью. Торопиться начинать флирт не принято, что приближает процедуру виртуального знакомства к традиционной.
Ни одна машина не делает это
Однако не стоит надеться на то, что какой-либо сетевой сервис способен избавить человека от сомнений, необходимости сделать признание, от неразделенной любви, наконец.
«Мы не позиционируем себя как сервис для поиска мужа или жены. Мы лишь подбираем людей, у которых много общих интересов», — дополняет руководитель проектов компании «Имхонет» Павел Смирнов.
Построить отношения только на близости интересов невозможно, уверен аналитический психолог Алексей Владимиров: «Конечно, совпадение интересов и ценностей является отчасти залогом успешного развития отношений. Но это лишь один из сотни факторов, влияющих на отношения двух людей. Так, при формировании команд для космических полетов психологи проводят в том числе и тестирования членов экипажа. Но основные выводы при подборе команды психологи делают из наблюдений за тем, как общаются между собой люди. Это дает намного больше информации, чем тестирование».
Сами владельцы новых сервисов знакомств ничего противоречащего этому и не утверждают. «У площадки, на которой идет игра под названием «интернет-знакомства», есть своя логика и своя эволюция. Люди в это наигрались, и теперь им предложат модернизированные правила. Можно ими пользоваться, а можно и нет. Но есть ощущение, что старая игра себя исчерпала, поэтому захочется перейти к чему-то другому», — уверен Александр Долгин.
***