"Народный" Олег
Три русских артиста по имени Олег, всегда считались народными. Это актеры, отождествившие собой разные поколения, но от этого не ставшие хуже. Актеры драматической «мхатовской» школы, актеры разных амплуа. Но таланта, безусловно, феноменального, называемого гениальностью. Этих актеров знают все: Олег Ефремов, Олег Борисов и Олег Даль. (Сегодня день его памяти — он умер 3 марта 1981 г.)
3 марта 1981 в Киеве, куда он поехал на съемки лирической комедии киностудии Довженко, умирает Олег Даль. В гостиничном номере. Остановилось сердце. Когда на киностудии спохватились, что Олег опоздал на съемку, пока послали машину с администратором съемочной группы в гостиницу, пока бегали за дежурной по этажу, пока размышляли: ломать дверь в гостиничном номере или нет (у портье не было запасного комплекта ключей), Олег умер. Ему было 39.
За каких то двадцать лет кинокарьеры Олег Даль сыграл во множестве фильмов. Но гораздо больше фильмов он просто не удостоил своим вниманием. Так требователен был Олег, решительно отказывавшийся сниматься в халтуре. О творчестве Даля написана масса статей и книг, наверное, даже кандидатские диссертации посвящены творчеству Олега. Я хочу сказать, о своем Олеге Дале.
Фильм «Вариант «Омега»». Режиссер картины Антонис Воязос, грек по национальности, работая над сценарием этого приключенческого фильма о немецкой и советской разведке, искал двух героев-антиподов. Ими стали Игорь Васильев и Олег Даль. «Вариант «Омега»» принес снимавшимся в нем актерам, а особенно: Олегу Далю, такую популярность, что фильм стали называть «Вариант Олега». Фильм очень интересный, и, несмотря на то, что он черно-белый, и сейчас, спустя почти 35 лет после съемок, заставляет зрителя с интересом следить за работой в немецком тылу советского разведчика Сергея Скорина.
«Женя, Женечка и «Катюша»» — еще один фильм о Великой Отечественной войне, в котором играл Олег Даль. Фильм, снятый по повести Булата Окуджавы, наивен и полон искренности. Кажется, на фоне любви, вспыхнувшей у вчерашнего школяра, а ныне артиллериста Жени Колышкина, война идет лишь фоном.
«Старая, старая сказка» — фильм настолько чудесный, что много писать о нем излишне. Этот фильм нужно смотреть в кинотеатре, чтобы окунуться в мир романтики и счастья, излучаемый сказочным Солдатом-Далем и сказочной Принцессой-Неёловой.
Другой фильм Надежды Кошеверовой с Олегом Далем в главной роли: «Тень». Фильм, в котором пытливый зритель найдет немало сходства с нашим временем. Льстецы, двуличные люди, интриганы и подлецы одинаковы во все времена.
Дух бунтарства проснулся у Даля и его друзей-актеров во время съемок фильма «Земля Санникова». Возмущенные тем, что авторы фильма слишком вольно трактовали замечательную книгу В.А.Обручева, актеры, среди которых был Олег Даль, отказались сниматься в фильме. Чиновникам от кино удалось уговорить Даля продолжить съемку. Но замечательную песню Александра Зацепина «Есть только миг» герой фильма Крестовский вместо Олега Даля поет голосом Олега Анофриева. Начальство киностудии решило не рисковать и озвучить фильм голосом Анофриева (к слову сказать, Даль был дружен с Анофриевым и эта история с песней не испортила их отношения). Спустя десятилетия киноцензоров послали подальше и восстановили справедливость: сегодня можно купить DVD фильма «Земля Санникова» с песней «Есть только миг» в оригинальном, далевском исполнении. Герой «Земли Санникова» Крестовский с его песней «Есть только миг…», как и лермонтовский Печорин из телеспектакля Анатолия Эфроса, наиболее полно характеризует Олега Даля.
А еще Даль, это и его Лаевский из фильма «Плохой хороший человек». Лаевский – антипод фон Корена, в исполнении Владимира Высоцкого. Часто герои Даля – исключение из правил. Романтик Женя Колышкин вопреки всему на фронте умудряется влюбляться и только что с сачком за бабочками не бегает, Лаевский измотан и безнадежно разочарован в мире, замкнувшись на своих фобиях, фаталист Печорин бросает вызов всему миру, а Крестовский по этой же причине бросает благополучную карьеру ресторанного шансонье и устремляется вместе с ссыльным Ильиным на поиски неведомой Земли Санникова, а советский разведчик Сергей Скорин видит в немецком разведчике фон Шлоссере не просто врага, а достойного противника. Олег Даль часто играл персонажей, ставших исключением из правил. Кого бы он сыграл сегодня? Точно не олигарха и не бывшего романтика-«шестидесятника», пострадавшего от демократических реформ. Может быть, диссидента новой волны, попавшего из России в Австралию, эдакого принца Флоризеля на пенсии?
В картине «Первый троллейбус» у Даля небольшая роль молодого рабочего, который вместе с друзьями ежедневно ездит в троллейбусе главной героини, флиртуя с этой самой героиней. Роль небольшая, но этот фильм смело можно назвать фильмом эпохи «оттепели», фильмом и романтически наивным.
Кинокарьера Олега стартовала с фильма «Мой младший брат», снятого по повести Василия Аксенова «Звездный билет». Герой Олега Даля Алик Крамер – романтик и Дон Кихот, мечтающий написать гениальный роман. Фильм этот можно считать одной из лучших картин начала шестидесятых…
Затем были многие картины, в которых Даль играл своих современников. Он и работал в театре «Современник», изучая современность, работая с самым свежим материалом. «Даль был рефлексирующий нерв, рядом с ним нельзя было плохо играть, он постоянно импровизировал и нельзя было фальшивить, как рядом с ребенком», — рассказал про Олега Даля Константин Райкин.
Мне довелось в 1995 году лично общаться с одним из гениальных Олегов: Олегом Николаевичем Ефремовым. Когда я спросил Олега Николаевича про Даля, он по-доброму улыбнулся и сказал, что очень ценил и любил его, несколько раз запирал трудовую книжку Даля в сейфе театра, а Даль по-дружески называл Ефремова папой. В этом рассказе Ефремова про Даля была и грусть об утраченном «Современнике», родив которого, его папа – Олег Николаевич Ефремов, был вынужден возглавить другой театр: МХаТ. Ефремов говорил о Дале, о спектакле «На дне», где Олег Даль блестяще играл Ваську Пепла, и казалось, мэтр вспоминает свою молодость, лучшие годы которой, смею думать, прошли именно в театре «Современник».
Звездной ролью Даля стал Зилов, из фильма «Отпуск в сентябре». Это обычный советский человек, который страдает из-за своей неопределенности и неустроенности. Зилов – пустой человек, у него нет высоких идей и ценностей, он до самозабвения эгоистичен, в своих поступках – интриганист и тщедушен, аморален и лицемерен. Роль Злова вымотала, привела к депрессии Олега Даля. После «Отпуска в сентябре» Даль приступит к репетициям спектакля в Малом театре, наберет курс студентов в театральном училище и снимется в своем последнем фильме: «Незваный друг». Даль в работе был взыскателен и требователен это чувствовалось на съемочной площадке. Может быть, поэтому некоторые народные артисты отказывались сниматься с Далем, боясь, что их народность будет заметна бездарностью и наигрышем на фоне гениального актера? Где эти народные артисты, пришедшие на экран не за творчеством, а за званиями? И есть действительно НАРОДНЫЙ артист, которого у нас знают все: ОЛЕГ ДАЛЬ!
Сергей Хазов
*