Женщина может водить трамвай или троллейбус, но не имеет права быть машинистом поездов метрополитена. Правомерность этого профессионального ограничения по половому признаку, закрепленного в российском трудовом законодательстве, подтвердил в понедельник Верховный суд.

Высшая инстанция отклонила иск Анны Клевец, 22-летней студентки юридического факультета одного из петербургских вузов, усмотревшей в объявлении о наборе машинистов метро («приглашаем на работу мужчин, достигших 18-летнего возраста») нарушение конституционного принципа равенства граждан. В ноябре прошлого года в порядке эксперимента девушка попыталась устроиться помощником машиниста питерского метро — по ее мнению, ничего физически тяжелого или технически сложного в вождении поездов по тоннелям нет. Но в отделе кадров подземки г-же Клевец объяснили, что на работу ее принять не смогут, так как профессия водителя и помощника водителя метропоездов включена в перечень специальностей, где применение женского труда даже не ограничено, а прямо запрещено.

Как заявили агентству Интерфакс в пресс-службе Московского метрополитена, упомянутый перечень был принят еще в советские времена. Это не совсем так, нынешний вариант «Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» был принят постановлением правительства 25 февраля 2000 года, во времена первого премьерства Владимира Путина. В 30-м разделе этого документа перечисляются профессии, имеющие отношение к железнодорожному транспорту и метро. К неженским специальностям относится не только, например, «носильщик, занятый перемещением багажа и ручной клади», «пробивальщик — продувальщик труб» или «промывальщик котлов паровозов», но и «машинист электропоезда и его помощник». Так что пригородную электричку женщины тоже водить не могут.

По словам адвокатов г-жи Клевец, отстаивавших ее точку зрения в Верховном суде, данный запрет противоречит не только нормам Трудового кодекса, где установлены равные возможности организации труда мужчин и женщин, но и конвенции Международной организации труда. В этом международном соглашении установлено, что различия, установленные только по гендерному признаку, есть не что иное, как дискриминация. Ответчик, представитель Минздравсоцразвития Елена Андреева, также ссылалась на Трудовой кодекс. В статье 3 ТК говорится о том, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от ряда признаков, в том числе независимо от пола. Однако в той же статье подчеркивается: «Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите». А в ст. 253 Трудового кодекса поясняется, что применение женского труда ограничено на подземных работах (к которым относится и вождение поездов метро). По мнению отечественных законодателей, прямой запрет в данном случае уместен, ибо соответствует принятой в 1935 году международной Конвенции о применении труда женщин на подземных работах, которую ратифицировала и Россия.

Заметим, что до начала 80-х годов поезда подземки, которые водили представительницы прекрасного пола, отнюдь не были редкостью — в метрополитене существовали даже женские бригады. Однако уже довольно давно в метрополитен не берут женщин на должность машиниста, и сейчас во всей России есть лишь одна женщина-«машинистка» Наталья Корниенко, которая вот уже 30 лет водит поезда на Сокольнической ветке столичного метро.

Время новостей ссылка на статью

***