Поезд ушел. Верховный суд запретил женщинам управлять поездами метро
Женщина может водить трамвай или троллейбус, но не имеет права быть машинистом поездов метрополитена. Правомерность этого профессионального ограничения по половому признаку, закрепленного в российском трудовом законодательстве, подтвердил в понедельник Верховный суд.
Высшая инстанция отклонила иск Анны Клевец, 22-летней студентки юридического факультета одного из петербургских вузов, усмотревшей в объявлении о наборе машинистов метро («приглашаем на работу мужчин, достигших 18-летнего возраста») нарушение конституционного принципа равенства граждан. В ноябре прошлого года в порядке эксперимента девушка попыталась устроиться помощником машиниста питерского метро — по ее мнению, ничего физически тяжелого или технически сложного в вождении поездов по тоннелям нет. Но в отделе кадров подземки г-же Клевец объяснили, что на работу ее принять не смогут, так как профессия водителя и помощника водителя метропоездов включена в перечень специальностей, где применение женского труда даже не ограничено, а прямо запрещено.
Как заявили агентству Интерфакс в пресс-службе Московского метрополитена, упомянутый перечень был принят еще в советские времена. Это не совсем так, нынешний вариант «Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» был принят постановлением правительства 25 февраля 2000 года, во времена первого премьерства Владимира Путина. В 30-м разделе этого документа перечисляются профессии, имеющие отношение к железнодорожному транспорту и метро. К неженским специальностям относится не только, например, «носильщик, занятый перемещением багажа и ручной клади», «пробивальщик — продувальщик труб» или «промывальщик котлов паровозов», но и «машинист электропоезда и его помощник». Так что пригородную электричку женщины тоже водить не могут.
По словам адвокатов г-жи Клевец, отстаивавших ее точку зрения в Верховном суде, данный запрет противоречит не только нормам Трудового кодекса, где установлены равные возможности организации труда мужчин и женщин, но и конвенции Международной организации труда. В этом международном соглашении установлено, что различия, установленные только по гендерному признаку, есть не что иное, как дискриминация. Ответчик, представитель Минздравсоцразвития Елена Андреева, также ссылалась на Трудовой кодекс. В статье 3 ТК говорится о том, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от ряда признаков, в том числе независимо от пола. Однако в той же статье подчеркивается: «Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите». А в ст. 253 Трудового кодекса поясняется, что применение женского труда ограничено на подземных работах (к которым относится и вождение поездов метро). По мнению отечественных законодателей, прямой запрет в данном случае уместен, ибо соответствует принятой в 1935 году международной Конвенции о применении труда женщин на подземных работах, которую ратифицировала и Россия.
Заметим, что до начала 80-х годов поезда подземки, которые водили представительницы прекрасного пола, отнюдь не были редкостью — в метрополитене существовали даже женские бригады. Однако уже довольно давно в метрополитен не берут женщин на должность машиниста, и сейчас во всей России есть лишь одна женщина-«машинистка» Наталья Корниенко, которая вот уже 30 лет водит поезда на Сокольнической ветке столичного метро.
***