С 1 по 21 марта Самарский академический театр оперы и балета проводит ставший традиционным VI Губернский фестиваль «Самарская весна». Фестиваль 2009-го года посвящен творчеству итальянского композитора Джузеппе Верди.

«Как всякий могучий талант. Верди отражает в себе национальность и свою эпоху. Он — цветок своей почвы. Он — голос современной Италии, не лениво-дремлющей или беспечно-веселящейся Италии в комических и мнимосерьезных операх Россини и Доницетти, не сентиментально-нежной и элегической, плачущей Италии беллиниевской, — а Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, Италии, смелой и пылкой до неистовства», — писал А. Серов.

Фестиваль откроется 1 марта в мраморном зале Самарского областного художественного музея концертом «Сильнее судьбы. Джузеппе Верди».

18 марта музыкальный форум продолжится на сцене Театрально-концертного зала имени Ф.Э. Дзержинского оперой «Риголетто» по драме В.Гюго «Король забавляется».

Самарский академический театр предлагает новую, осовремененную версию сюжета (режиссер-постановщик – Михаил Кисляров, Москва). В новой трактовке Герцог – не женолюб, а жестокий тиран. Режиссер задается целью представить на сцене диктаторский режим, губящий людей. Джильда, согласно концепции М.Кислярова, не просто влюблена в Герцога – она полностью порабощена им как личность, без остатка смята. Мать Джильды (в сюжете не участвующая), по режиссерской версии, восстала против режима и была уничтожена. Спарафучиле из наемного киллера превратился во второе «я» Риголетто, в негативное отражение героя, в его зловещий сон. Костюмы персонажей (в особенности Герцога) недвусмысленно намекают на политическую историю ХХ века.

Новая сценическая версия оперы «Риголетто» исполняется на итальянском языке, русский текст дается бегущей строкой.

Над созданием постановки работает творческая команда в следующем составе:

Дирижер-постановщик – В. Коваленко

Режиссер-постановщик и хореограф – М. Кисляров (Москва)

Дирижер – Б. Бенкогенов

Художник-постановщик – В. Вольский (Москва)

Художник по костюмам – О. Ошкало (Москва)

Хормейстер-постановщик – В. Навротская

Хормейстер – О.Сафронова

Художник по свету – В. Ивакин (Москва)

19 марта зрители смогут увидеть оперу «Травиата», спектакль будет показан на сцене Дворца Культуры города Новокуйбышевска.

Режиссер-постановщик – Земфира Цаликова

дирижер – заслуженный деятель искусств РФ Борис Бенкогенов

художник – Наталья Хохлова

хормейстеры – заслуженный деятель искусств РФ Валерия Навротская, Ольга Сафронова, хореограф — заслуженный артист России Виктор Сергеев.

По признанию критиков, «Травиата» — самое задушевное и поэтичное произведение Верди. Созданная в 1853-ем году, при своем появлении опера вызвала возмущение критики и музыкальной общественности: героиня оперы (и ее литературной основы – драмы А.Дюма-сына «Дама с камелиями») Виолетта – «падшая женщина», «дама полусвета». («Травиата» — ит. – «падшая»). Горячее сочувствие к жертве социального неравенства, беспощадное осуждение лицемерной морали, показ на оперной сцене современной жизни — все это нарушало обычную традицию и было главной причиной провала оперы.

Виолетта тяжело больна. Обреченная на скорую смерть от туберкулеза, она прожигает жизнь в вихре легких развлечений, окруженная поклонниками. Внезапно среди легкомысленных бальных кавалеров появляется страстно влюбленный в нее Альфред Жермон. В сердце Виолетты зарождается ответное чувство. Влюбленные, покинув Париж, живут в сельском доме Виолетты в счастливом уединении. Но буржуазное семейство Альфреда шокировано его увлечением. Отец Альфреда, Жорж Жермон, опасается, что сестра Альфреда будет скомпрометирована этой связью. Жорж Жермон втайне от сына наносит визит Виолетте и требует, чтобы она разорвала отношения с Альфредом.

Виолетта идет на самопожертвование. Оскорбленный Альфред воспринимает поведение возлюбленной как измену. Разрыв обостряет болезнь Виолетты. Но растроганный ее благородством Жермон наконец благословляет сына на брак с Виолеттой. Казалось бы, счастье наконец улыбнулось Виолетте. Альфред вновь у ее ног. Влюбленные соединяются и строят планы новой счастливой жизни. Слишком поздно: болезнь берет свое, Виолетта угасает в объятиях возлюбленного.

21 марта – закрытие VI фестиваля «Самарская весна». Фестиваль завершится новой концертной программой «VERDI…VERDI…VERDI…», которая состоится в 18.00 на сцене Самарской Государственной филармонии. Оперные шедевры Верди не сходят с афиш театров мира. Самые популярные и часто исполняемые оперы композитора — «Аида», «Бал-маскарад», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» постоянно присутствуют и в репертуаре Самарского академического театра оперы и балета. Но это лишь небольшая часть творческого наследия Джузеппе Верди. В программе «VERDI…VERDI…VERDI…» прозвучат в концертном исполнении отрывки из шести опер великого итальянца, не идущих на самарской сцене: «Набукко», «Эрнани», «Двое Фоскари», «Луиза Миллер», «Симон Бокканегра», «Сила судьбы».

В концерте примет участие солист Большого театра России и Национальной оперы Украины, лауреат Международных конкурсов им. Глинки, им. Свиридова, им. Виньяса, им. Калласс, Народный артист Украины ТАРАС ШТОНДА, ведущие солисты оперы, хор и симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета под управлением заслуженного деятеля искусств России Владимира Коваленко.

Автор музыкально-сценической композиции и режиссер – Борис Кричмар.

САМАРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

78 театральный сезон

*