4 марта 1881 года газета «Самарские губернские ведомости» известила горожан о поступлении в продажу первых партий пива Жигулевского пивоваренного завода. Назывались даже отпускные цены на новый напиток. Так «Венское» стоило 1 руб. 05 коп. за ведро (10 литров), а «Венское столовое» — 1 руб. 40 коп. за ведро.

Начав с 75 тысяч десятилитровых ведер в год, владелец завода Фон Вакано довел выпуск пива к 1914 году до 3 миллиона ведер. Самарское пиво пили в Москве и Астрахани, в Перми и Ленкорани, в Тифлисе, Баку, Актюбинске и еще в 55 городах России и даже в Персии. Доставляли его умеючи – в специально оборудованных баржах и железнодорожных вагонах со льдом. Отправляли пиво «зеленым», в пути оно дозревало и приобретало свой неповторимый вкус и аромат. К 1911 году продукция Жигулевского товарищества за отменное качество имела 15 медалей международных выставок.

Самарское пиво очень любил Лев Толстой. Ярый противник спиртного, он считал, что пиво поможет в борьбе с пьянством на Руси. В Самаре пристрастился к пиву и Владимир Ленин. Местный марксист Владимир Беляков вспоминал, как в кругу друзей они вместе Володей Ульяновым коротали время в павильоне Жигулевского товарищества, «но не ради пива, а несомненно, ради того многообразного проявления жизни торгово-промышленного города, которое удалось там наблюдать».

Но, пожалуй, самый заметный след в истории самарского пива, сам того не подозревая, оставил Анастас Микоян. В 1935 году нарком пищевой промышленности побывал на Жигулевском пивзаводе и очень удивился, узнав, что здесь выпускают одни «иностранные» сорта и ничего своего. Он-то и подкинул идею сварить пиво с названием завода.

Взяв все лучшее от своих старых сортов, самарские пивовары создали новый рецепт недорогого, быстро вызревавшего светлого пива. Под названием «Жигулевское» оно стало победителем на всесоюзной дегустации, проведенной на ВСХВ в 1936 году, и было рекомендовано к массовому производству. В лучшие времена «Жигулевское пиво» варили 735 заводов страны, но его все равно не хватало. В Самаре с канистрами и банками люди стояли в длинных очередях и покупали невкусное, разбавленное водой и триалоном (для пены) пойло. Худшей рекламы для «Жигулевского» трудно было сыскать.

Лишь когда на прилавках в изобилии появилось импортное пиво, очереди у павильонов исчезли, а Жигулевский пивзавод стал возрождать былое качество. Выпустили вкусный новый сорт «Фон Вакано» — в честь основателя комбината. Возобновили выпуск прекрасного «Самарского», разработанного еще легендарным пивоваром Алексеем Касьяновым – единственным во всей отрасли Героем Социалистического Труда. Появились и новые сорта, такие как «Самарская Лука», «Космическое», «Молодежное». Пиво Жигулевского завода имеет своих давних и верных поклонников. И как бы много ни появлялось в Самаре частных пивоварен и даже целых заводов, у него будут свои ценители.

*