ВЦИОМ опросил 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России, чтобы выяснить, кто в нашей стране продолжает верить в светлое будущее и почему.

ВЦИОМ опросил 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России, чтобы выяснить, кто в нашей стране продолжает верить в светлое будущее и почему.

Большинство россиян вообще не строят планы на будущее (50%) либо планируют свою жизнь с горизонтом год-два (30%). Причем обе группы существенно выросли за последние двадцать лет (в 1989 г. они составляли соответственно 41% и 19%). Примечательно, что чем старше россияне, тем реже они строят планы на будущее (32% 18-24-летних против 69% опрошенных пенсионеров).

И только каждый третий россиянин (32%) чувствует уверенность в завтрашнем дне. А вот 63% опрошенных на аналогичный вопрос ответили категоричное «нет». При этом кризис здесь совершенно ни при чем: в 2005 году эти цифры составляли 32% и 63% соответственно. Как и следовало ожидать, чаще ощущают уверенность в завтрашнем дне мужчины: 37% против «женских» 27%, а обеспеченные — чаще, чем малообеспеченные (66% и 14% соответственно).

59% опрошенных связывают чувство уверенности в завтрашнем дне с верой в собственные силы и возможности. Далее следуют оптимизм и надежда на будущее — 39% и поддержка со стороны членов семьи и близких людей — 35%. Помимо прочего, россияне чувствуют уверенность в будущем благодаря молодости (26%), стабильной работе (19%), хорошему здоровью (17%), востребованности и возможности реализовать себя (16%), а также удовлетворительным жилищным условиям (15%). При этом, как показал опрос ВЦИОМ, религия для россиян играет не последнюю роль – у 13% чувство уверенности в будущем основывается на вере в бога. Примечательно также, что, несмотря на сложившееся мнение, 12% основывают свою уверенность в будущем на хорошей зарплате и пенсии. 11% считают обнадеживающим наличие подсобного хозяйства – впрочем, эта цифра мала, вероятно, из-за небольшого количества людей, действительно обладающих им. На доверии власти и президенту свою уверенность в будущем осмелились строить также лишь 11% населения. И здесь смягчить результат явно нечем – не привык российский народ верить властям. Как ни странно, на хорошее образование россияне уповают еще меньше, чем на власти – только 10%. А вот реже всего уверенность в завтрашнем дне возникает от стабильности и порядка в стране и от хорошего материального положения — по 7%, а также свободы и демократии в стране — 3%.

Между тем, за четыре последних года роль определенных факторов в возникновении уверенности в будущем немного возросла. Это относится к вере в собственные силы и возможности, выросшей с 54% до 59% и оптимистичному отношению к жизни и надежде на лучшее — с 35% до 39%. На 4% возросла и доля тех, кто связывает уверенность в завтрашнем дне с поддержкой членов семьи, близких людей, а также с доверием власти и президенту — с 5% в 2005 году до 11% сейчас. А вот некоторые «факторы уверенности», напротив, снизили свое значение за последние годы. Это касается молодости (с 30% в 2005 году до 26% в текущем году) и наличия стабильной работы (с 25% до 19%).

Как показал опрос, чаще всего неуверенность в завтрашнем дне вызывает рост цен (58% респондентов), отсутствие стабильности, порядка, прочной власти в стране (37%), социальная незащищенность (31%) и безработица (29%). А 5% назвали причиной своей неуверенности «антинародную политику власти», что все же является позитивным показателем, поскольку в 2005 году таких было 14%. Естественно, немалое количество людей — 24% — пришло к выводу, что «Россия такая страна, где вообще никогда нельзя быть уверенным». К слову, в 2005 году таких было только 16%.

На возникновение у россиян чувства неуверенности в завтрашнем дне с 2005 года на 11% возросло влияние инфляции и на 7% — отсутствия стабильности, порядка и прочной власти.

Зато из-за безработицы стали беспокоиться на 5% меньше людей, а из-за нищеты и безденежья – 9% меньше. Меньше стало волновать людей и отсутствие перспектив для детей – 22% против прошлых 30%.

27 февраля 2009, 18:19

Финам-Лайт ссылка на статью

*