Минфин предполагает, что в сложившейся ситуации около 10% кредитов не будут возвращены в срок. Поэтому банкам обещана поддержка в размере 555 млрд рублей. Хотя по подсчетам независимых аналитиков, за прошедший месяц банки заработали на операциях с валютой 220,6 млрд рублей, потеряв на основной деятельности 149,6 млрд.

Распределяться деньги будут следующим образом: 200 млрд рублей на капитализацию ВТБ, 100 млрд отдадут ВЭБу, а оставшиеся 255 на субординированные кредиты частникам. Материальную ответственность при этом будет нести бизнес. Поэтому у частных акционеров полностью пропало желание поддерживать свои активы ― ЦБ ведь не поддерживает идею временного вхождения государства в капитал частных банков. Хотя может и правильно.

Тот же ЦБ подсчитал, что за прошлый год общая задолженность по ипотеке составила 995,2 млрд рублей, увеличившись на 63%. Кредиты в рублях увеличились в 13,4 раза (до 5,8 млрд рублей), в валюте ― в 17 раз (6,3 млрд рублей). Ну что тут сказать? В большинстве случаев виноваты сами банки, которых, в свою очередь, подстегивала программа «доступное жилье». Вот и раздавали направо и налево. Ну да что теперь кулаками махать.

Сейчас пора задаться вопросом, чем это грозит и чего ждать? Если ситуация с ухудшением платежеспособности будет продолжаться (а улучшаться ей не с чего), то доля «плохих» кредитов будет увеличиваться. Тогда банкам придется создавать дополнительные резервы, в результате чего денег у них станет еще меньше.

Дмитрий Билик

по материалам газет «Ведомости», «Коммерсантъ»

Иллюстрация: newsru.com

*