Мобильная связь становится дорогим удовольствием
Мобильная связь может перейти в разряд дорогих удовольствий. Клиенты начинают экономить, компании урезают расходы и пересматривают тарифы. Эпоха дешевой мобильной связи подходит к концу.
Еще полгода назад, пожалуй, каждый второй московский прохожий совмещал уличную ходьбу с беседой по мобильному телефону. Сейчас вмешался финансовый кризис. Кого-то уволили, кому-то снизили зарплату. В результате затраты на мобильную связь стали одним из пунктов списка экономии семейного бюджета.
Уже в декабре на сотовой связи стал экономить каждый пятый россиянин. Опрос жителей городов с населением более 100 тысяч человек провел аналитический центр КОМКОН. В четвертом квартале прошлого года средний счет одного абонента – 423 рубля. По сравнению с предыдущим кварталом, падение – 9 процентов. И это перед Новым годом. «В четвертом квартале обычно идет традиционно рост расходов на сотовую связь. Эту картину видели мы в 2007 году. В этом году тенденция нарушилась. И, конечно, главная причина — это кризис», — пояснил Тимофей Барсов, директор по синдикативным исследованиям КОМКОН.
График ежемесячных расходов на мобильный телефон пошел вниз. При этом российский показатель проникновения мобильной связи наоборот вырос. Проще говоря, людей с мобильными телефонами становится больше, а денег у них все меньше. Причем сокращают расходы в основном молодые люди до 25 лет. И старшее поколение, после 45.
Поменялось и поведение операторов. Первой жертвой падения рентабельности стали тарифы на роуминг. Теперь пользоваться своим мобильником за границей станет дороже в среднем на четверть. «Что касается роуминга, здесь мы внесли изменения, — говорит Кент Мак-Нили, вице-президент по маркетингу и продажам ОАО «Вымпелком». — Роуминговые тарифы для тех, кто выезжает за границу, и для тех, кто приезжает из-за границы сюда, завязаны на долларах и евро. Поэтому мы были вынуждены их повысить».
Другая сторона тарифной медали – цена на связь в России. О частичном повышении стоимости разговоров первым из операторов «большой тройки» объявил «Билайн». Речь идет о нескольких тарифных планах. В самой компании предусмотрительно делают акцент: мол, воспринимайте это как коррекцию, не более. Но факт остается фактом: 7% тарифных планов оператора, как в столице, так и в регионах, стали дороже.
Если проанализировать выборочную коррекцию тарифов, можно сделать вывод: масштабного роста цен не наблюдается. Во всяком случае, пока. Это, скорее, попытка операторов избавиться от так называемых «плохих активов». Низкорентабельные тарифные планы были изобретены в докризисные времена. Они рассчитывались под перспективу постоянного роста доходов граждан. И изначально были временными. Сейчас такие абоненты стали обузой. А операторы в первую очередь стремятся сохранить доходы.
«Просто повышением цен мы такой задачи не достигнем. Потому что существует ценовая эластичность. Если мы будем повышать цены, потребители будут меньше говорить. И наши доходы не увеличатся, а понизятся», — считает Михаил Гречук, вице-президент по коммерческим вопросам ОАО «МТС».
Падение доходов для операторов мобильной связи – реальная опасность. Насколько именно, станет известно после публикации финансовой отчетности за прошлый год, которая у всей «большой тройки» выйдет в начале весны. Прогнозы на 2009 год — уменьшение объема валютной выручки на 18-28%. Для всей тройки операторов. И это при колоссальной долговой нагрузке. Многомиллионные кредиты, в основном западные, на расширение существующих сетей и строительство новых, необходимо рефинансировать. А это в условиях кризиса ликвидности – проблематично.
Пока операторы присматриваются к новым рыночным условиям и свои планы не раскрывают.
«У нас уже есть план по инвестициям на этот год. Возможно, мы озвучим его в общих чертах в пресс-релизе 20 марта. Но что касается 1 квартала, в этот период мы планируем переждать и посмотреть, как будет развиваться ситуация», — отметил Кент Мак-Нили.
«Если рост трафика будет не такой сильный, как в прошлом году, нам надо корректировать темпы развития сети, чтобы строить ее наиболее оптимально. Чтобы не строить просто так», — сказал Михаил Гречук.
Экономить придется на всем. От персонала до канцелярских принадлежностей. В крайнем случае, «под нож» пойдут и грандиозные инвестиционные проекты. Такие, например, как покупка зарубежных операторов связи. Еще можно отодвинуть сроки запуска сети третьего поколения. Можно снизить затраты на разработку дополнительных услуг. Таких, как загрузка мелодий и картинок.
Эпоха дешевой мобильной связи на исходе. Низкие, по сравнению с Европой и США, цены были результатом агрессивной политики операторов на начальном этапе развития рынка. В условиях финансового кризиса субсидирование абонента становится коммерчески неэффективным.
***