Американские молекулярные биологи выявили несколько человеческих моноклональных антител, нейтрализующих многие формы самого распространенного возбудителя гриппа, вируса типа А. Они обеспечивают защиту от печально знаменитого вируса испанки, который в 1918 году вызвал всемирную эпидемию, от возбудителя птичьего гриппа и от целого ряда сезонных разновидностей обычного гриппозного вируса.

В этих исследованиях участвовали сотрудники бостонского Института рака имени Даны и Фарбера, федерального Центра по контролю и предотвращению заболеваний в Атланте и Барнхемовского института медицинских исследований, который находится в калифорнийском городе Ла-Хойе. Они обнаружили, что новооткрытые антитела химически связываются со сложными белками из группы гемагглютининов, которые входят в состав вирусной оболочки.

Молекулы этих белков немного похожи на канцелярские кнопки. «Головки» молекул довольно легко меняют свою структуру в результате мутаций, в то время как «ножки» в основном сохраняют стабильность. Выявленные антитела химически связываются именно с «ножками» и потому подавляют биологическую активность многих штаммов возбудителя гриппа.

Исследователи установили, как именно новые антитела подавляют активность возбудителя гриппа. Вирус использует свои гемагглютинины для закрепления на мембранах атакуемых клеток внутренней выстилки дыхательных путей. Чтобы выполнить эту задачу, молекула гемагглютинина должна изменить свою форму. Именно этого она и не может сделать, когда на нее садится антитело.

Новые антитела пока что проверены только на мышах, но вскоре будут испытываться и на лисицах. Они спасают животных от неминуемой гибели даже в тех случаях, когда вводятся через трое суток после заражения вирусом гриппа. Если окажется, что они столь же благотворно действуют на организм человека, их можно будет применять для быстрого купирования локальных очагов эпидемии и лечения больных с ослабленной иммунной системой. По мнению первооткрывателей, для подготовки антител к клиническим испытаниям понадобится не более полутора лет.

Ученые также полагают, что информацию о структуре антител удастся использовать для разработки новых профилактических вакцин, пригодных для массовой сезонной иммунизации населения. Это сообщение 22 февраля появилось на интернет-сайте журнала Nature Structural & Molecular Biology.

23.02.2009