Эмансипация в воздухе
20 февраля 2009 года войдет в историю мирового спорта как день, когда в программе чемпионатов мира по лыжным видам спорта были впервые проведены женские соревнования по прыжкам с трамплина. Первой чемпионкой мира стала американка Линдсей Вэн.
«Молодым» этот вид спорта называют ошибочно. Представительницы слабого пола бесстрашно сигали с трамплинов почти наравне с мужчинами еще с конца XIX века. Но потом кто-то очень умный решил, что прыжки с большой высоты негативно влияют на женский организм. И долгие десятилетия это утверждение считалось аксиомой.
Мало кто знает, но международные соревнования по женским прыжкам возобновились отнюдь не вчера. Первая серия турниров, уже под эгидой Международной федерации лыжных видов спорта (FIS), состоялась в далеком уже 1994-м, аккурат после Игр в Лиллехаммере, на которых, к слову, норвежка Ева Ганстер предваряла своими прыжками основные соревнования мужчин.
Да и до Ганстер прыгающих с трамплина женщин можно было обнаружить с пугающей регулярностью. Доходило, ясное дело, и до нелегальщины — когда в ходе мужских соревнований вне конкурса выступали девушки. Прыгуны в своих современных комбинезонах-«скафандрах» выглядят почти одинаково — поди определи на глаз, рослая девушка перед тобой или щуплый паренек. Ну не устраивать же, в самом деле, «секс-контроль» перед выходом на прыжковый стол?
В какой-то момент соревнования среди женщин уже перестали восприниматься, как экзотика. Собственно, с этих времен и началась непримиримая борьба женщин за эмансипацию в воздухе, которая завершилась тем, что в 2006 году конгресс FIS почти единогласно проголосовал за то, чтобы рекомендовать женские прыжки в программу зимних Игр в Ванкувере.
Однако одного желания прыгуний с трамплина (FIS хоть и проголосовал единогласно, но никакой реальной помощи прыгуньям не оказывал) для включения вида спорта в олимпийскую программу мало. Это танго, которое танцуют вдвоем. Причем, в качестве партнера должен был выступить не кто-нибудь, а всесильный Международный олимпийский комитет. Однако в данном случае МОК повел себя крайне не по-джентльменски. После непродолжительных дебатов заявка прыгуний была в 2006 году отклонена как крайне преждевременная.
На это группа канадских (и не только) прыгуний написала протест в национальную канадскую комиссию по правам человека. МОК обвинили во всех смертных грехах, в частности, самом страшном для североамериканского обывателя — дискриминации по половому признаку. Что тут началось!
В адрес жившего в мире и спокойствии (в полном соответствии с лозунгом make love not war) организационного комитета Игр в Ванкувере посыпались обвинения в пособничестве «бандитам из МОК». А уж после того, как оргкомитет окончательно подчинился его решению и объявил, что женщины во время Олимпиады в Ванкувере прыгать с трамплина не будут (а если и будут, то исключительно факультативно и за пределами олимпийского объекта), канадские спортсменки устроили организатором форменный ад.
Весной прошлого года канадки подали в суд на оргкомитет, требуя равных с мужчинами прав. Мол, дорогие товарищи, либо включайте в программу женские прыжки, либо исключайте этот вид полностью. Поняв в какой-то момент, что отшутиться не удастся, оргкомитет подключил к нанесению контрудара тяжелую артиллерию в лице МОК, который немедленно выступил с заявлением о том, что обвинения в дискриминации со стороны канадских прыгуний неуместны и вводят общественность в заблуждение.
21.02.2009
08:04
*