После того, как в России разбушевался кризис, все чаще стали говорить о том, что у нас переизбыток экономистов и недостаток инженеров. Однако совместное исследование Высшей школы экономики и Росстата показало, что это только миф.

О том, что на рынке труда у нас проблемы, неизвестно разве что пятилетнему ребенку. О том, что эти проблемы не вызваны кризисом, а он только стал катализатором назревавших давно тенденций, тоже говорят многие. Это признают и эксперты по трудовым отношениям, и президент Медведев, и выпускники вузов, и наемные работники. Однако о причинах такой ситуации с трудовыми ресурсами спорят.

Самое популярное мнение: у нас в стране большой переизбыток экономистов и недостаток инженеров. Однако совместное исследование Высшей школы экономики и Росстата показало, что все наоборот, и миф о «перепроизводстве» экономистов не имеет под собой почвы.

По мнению экспертов, корни современной системы профессионального образования лежат еще во времена СССР. «У нас воспроизводились узкие специальности, часто готовящие людей на рабочие места, которых просто в природе уже не существует. Фактически система, которая могла работать и создавалась для плановой экономики, породила очень большую диспропорцию, — полагает ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Во-первых, у нас значительная часть людей работает не по специальности. И, во-вторых, очень большая группа людей работает с заведомо более низкой позиции, чем та, к которой они готовились. Не математик химиком работает, а инженер работает рабочим, экономист работает продавцом». В результате экономика понесет колоссальные убытки.

Соотношение спроса и предложения на рынке труда крайне неэффективно, считают эксперты. Исследование показало, что только 50% россиян с высшим образованием работают по специальности. И это только в широком ее понимании (со смежными сферами). При более узком понимании профессии – только 37% остаются верны выбранной в вузе специальности. Но сама по себе постдипломная мобильность – не самая большая беда. Главное то, куда двигается человек после окончания вуза.

Вбок (то есть на схожее по квалификации место) после получения диплома двигаются только 10% дипломированных специалистов. 16% удается продвинуться вверх, а профессиональную судьбу 24% выпускников вузов можно охарактеризовать как «мобильность вниз». То есть одна пятая, окончивших вуз, работает там, где высшее образование вообще не требуется.

Реже других меняют профессию медики: 79% россиян с медицинским образованием работают по специальности. Также удается сохранить верность профессии 67% компьютерщиков и 61% математиков. Зато инженеров, работающих по специальности – только 36%, а, например, агрономов и того меньше – всего 22%. Самое трагичное в этом то, что при смене деятельности они переходят вниз по социальной лестнице. «Мобильность вниз» характерна для 29% инженеров и 39% агрономов.

«Можно предположить, что этот результат – следствие тех шоков, которые мы пережили в начале 90х годов, когда генерация инженеров еще советских была вынуждена отказываться от своей профессии, — отметил заместитель директора Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Ростислав Капелюшников. – Поэтому мы пересчитали эти результаты для молодежной когорты. И оказалось, что эти результаты – те же самые». То есть «мобильность вниз» для них распространена шире, чем для других групп.

Для выпускников средних специальных учебных заведений (ссуз) ситуация складывается еще более плачевно. Только один из трех выпускников ссузов работает по специальности, а половина работает на должностях, где даже среднее специальное образование не нужно.

Эксперты полагают, что такое происходит из-за излишне узкой направленности высшего образования. Как рассказал директор ЦеТИ ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон, в России прописано около 600 специальностей. По международным квалификациям, их всего 80. Такая дробная номенклатура специальностей ведет к тому, что, не найдя работу в своей области, человек из-за недостатка знаний в других сферах вынужден заниматься менее квалифицированным трудом. Поэтому выходом из этой ситуации эксперты видят расширение квалификации, чтобы человек мог применять свои знания не в одной узкой области, а обладал более общей базой.

20 февраля 2009, 13:01

Финам-Лайт ссылка на статью

*