21 февраля 1739 года вышел Указ Сената об официальном наименовании крепости, построенной В.Н.Татищевым на Куньей Воложке, Ставрополем. На карте России появился город, который должен был способствовать распространению христианства на Восток страны.

Чтобы укрепить свое влияние на калмыков, Петр Первый окрестил одного из внуков Аюки Хана и даже стал ему крестным отцом. После смерти своего мужа Петра, его вдова Анна Тайшина тоже пожелала окреститься и попросилась переехать со своими подданными из Москвы в Самару. Императрица Анна Иоановна высочайше одобрила это решение и выдала Тайшиной грамоту на новое поселение, а командиру Оренбургской экспедиции Василию Татищеву наказала подобрать место для проживания княгини.

С отрядом казаков Татищев лично обследовал обширную территорию близ Самары и выбрал место для проживания Тайшиной на Куньей Воложке, напротив Жигулевских гор. Здесь было много добротного строительного леса, а «кругом вниз и вверх довольно лугов и сенных покосов». Об этом он 24 сентября 1737 года направил донесение в коллегию иностранных дел.

Первоначально Татищев хотел назвать новую крепость Епифанией, что на греческом языке означало «просвещение». Однако его сподвижники генерал Л.Я.Соймонов и комендант крепости А.И.Змеев убедили назвать новое поселение Ставрополем — городом святого креста, что соответствовало духу и назначению крепости. Татищев согласился.

Строительство Ставрополя началось в 1738 году. Через год это была крепость с земляными валами и башнями по углам деревянных стен. Внутри крепости стояли деревянные избы, а за ее стенами – тысячи калмыцких кибиток. В середине восемнадцатого века в городе и ближних селениях проживало около 10 тысяч калмыков. Приняв христианство, многие из них стали служить в русской армии. Ставропольский калмыцкий полк принимал участие в Отечественной войне 1812 года. Однако в 1842 году царь Николай Первый издал указ о переселении калмыков в оренбургские степи, и город начал русеть. К концу восемнадцатого века в нем проживало 5 тысяч человек. Здесь действовал кирпичный завод с гончарным цехом, лесопилка, рыбозавод, две мельницы, кожевенная фабрика. По весне довольно большая местная пристань принимала волжские пароходы с хлебом и стройматериалами.

В начале прошлого века Ставрополь-на-Волге стал уездным центром с населением 6,4 тысячи человек. Здесь было две церкви, два банка, больница, аптека. Действовала женская гимназия, реальное училище, приходская школа. В городе имелось около ста кустарных промыслов – салотопенные, скипидарные, лесопильные, гончарные, кожевенные, кузнечные и прочие рабочие артели. Городской бюджет пополнялся также за счет хлебной торговли: местные купцы продавали до 10 миллионов пудов зерна и муки.

В советское время в городе были построены лесопильный и кирпичный заводы, мельница, электростанция. В годы войны ставропольчане выполняли заказы для фронта: шили телогрейки, полушубки, белье. С 1941 по 1943 год в городе действовал военный институт иностранных языков, который готовил переводчиков и разведчиков для Красной Армии. В 1951 году к городу была проложена железнодорожная ветка, построена станция «Жигулевское море».

Ставрополь-на-Волге просуществовал до лета 1953 года. В связи со строительством Волжской ГЭС он был перенесен, а место, где он стоял, затоплено водами Куйбышевского водохранилища. Перевезенные на 18 километров дома стали первым поселком нового города, который 28 августа 1964 года получил название Тольятти.

*