16 февраля 1873 года у купеческого сына Лаврентия Семеновича Аржанова и его супруги Надежды Васильевны родилась дочь Вера. Она известна всем, кто интересуется историей Самары, как собирательница живописи Вера Лаврентьевна Шихобалова.

Купеческие семьи часто роднились между собой. Вот и Вера Лаврентьевна вышла замуж за Павла Ивановича Шихобалова, потомственного почетного гражданина, купца 1 гильдии. Она росла в старообрядческой семье, системного образования не получила, но много читала, самостоятельно изучила английский и французский языки. Будучи людьми состоятельными, супруги много путешествовали по миру. С 1895 по 1914 год они посетили около 30 стран. В том числе Кубу, Мексику, Америку, Египет, Индию, Китай, Японию.

Среди самарского купечества супругов выделяла не только страсть к путешествиям. Они интересовались живописью. Шло это от знакомства с местным художником В.В. Гундобиным. За плечами этого человека была учеба у В.А.Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в парижской академии, на факультете искусств Сорбонны. В 1903 году Василий Васильевич поселился в Самаре, преподавал рисование в учебных заведениях города. Он и порекомендовал супругам приобретать картины местных и столичных художников, консультировал Шихобаловых. Так для семейной коллекции были куплены полотна И.Е. Репина, В.И. Сурикова, К.А. Коровина, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского… С некоторыми из живописцев Вера Лаврентьевна встречалась, вела переписку.

Картины художников украшали парадные залы и жилые комнаты известного и сегодня в Самаре дома с атлантами (Венцека,55). Специалисты считают, что именно Вера Лаврентьевна в 1918 году, когда началась национализация домов и имущества состоятельных горожан, решила передать коллекцию картин в дар Самарскому музею.

Вера Лаврентьевна прожила долгую жизнь. Она скончалась в 1967 году, оставив воспоминания о жизни в Самаре, путешествиях. До конца дней своих вела переписку с директором Самарского художественного музея А.Я. Басс, рассказав о своих встречах с И.Е. Репиным, В.И. Суриковым и другими художниками, обстоятельствах приобретения той или иной картины. Ее воспоминания, письма, в которых она описала назначение, обстановку всех комнат своего дома, даже цвет и рисунок обоев, подвигли А.Я. Басс к мысли организовать в особняке Шихобаловых музей культуры старой Самары. Увы, вот уже второй десяток лет дом с атлантами находится на реставрации и конца ей не видно.

*