Российская компания «Совкомфлот» вывела из эксплуатации легендарный круизный теплоход «Максим Горький» и продала его за 4,2 млн. долларов в Индию, где судно должны разрезать на металлолом. До последнего момента его пыталась спасти инициативная группа из Гамбурга, поскольку судьба лайнера тесно связана с этим городом.

Теплоход сошел со стапелей гамбургской верфи Ллойда под именем Hamburg и примерно 40 лет назад, в марте 1969 года, ушел в свое первое плавание. Лайнер по тем временам был суперсовременным и весьма комфортабельным, поэтому вскоре стал невероятно популярным у туристов. Но его владельцам не повезло: разразившийся в начале 70-х годов нефтяной кризис сделал судно нерентабельным на западном рынке. Hamburg дважды продавали, и в 1974 году он за 62 млн. долларов был куплен советскими внешнеторговыми организациями – у СССР проблем с топливом не было. Под именем «Максим Горький» теплоход стал флагманом Черноморского морского пароходства и начал зарабатывать стране валюту. Он по-прежнему совершал круизы по Европе и кругосветные плавания с богатыми западными туристами на борту. В основном это были граждане ФРГ, так как судно было зафрахтовано западногерманской компанией Phoenix Reisen. Реноме лайнера было столь высоким, что в 1989 году у берегов Мальты именно на его борту состоялся советско-американский саммит Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего.

За 40 лет «Максим Горький» совершил более тысячи рейсов, в том числе 35 кругосветных плаваний. Вплоть до конца ноября прошлого года он оставался под фрахтом Phoenix Reisen, однако владелец теплохода, российский «Совкомфлот», уже приговорил его к продаже на металлолом: морально устаревшее судно-ветеран давно не отвечает современным требованиям. И тогда его судьбой заинтересовались в Гамбурге, где была создана инициативная группа по спасению судна во главе с депутатом городского законодательного собрания Хансом Лафренцем (Hans Lafrenz). Энтузиасты намерены были вернуть лайнеру прежнее имя и поставить его на вечную стоянку в родном городе, используя в качестве плавучего отеля и конгресс-холла. Уже нашли спонсоров, чтобы выкупить судно.

От городских властей требовалось лишь дать формальное разрешение и выделить место для размещения лайнера на Эльбе. Но Сенат выдвинул столько встречных условий, связанных с дополнительными расходами, что инвесторы предпочли вообще отказаться от этого проекта. А жаль: спасенный теплоход мог остаться уникальным экспонатом в истории немецкого судостроения.

Об истории германо-российских взаимоотношений не говорю: если Hamburg в музейном смысле не заинтересовал российскую сторону, то почему «Максим Горький» должен интересовать немецкую?

Сергей Прокошенко

N- 06/2009 09.02 — 15.02

Русская Германия ссылка на статью

***