На окраине немецкого города Юберлинген теперь возвышается памятник — разорвавшееся ожерелье из 71 жемчужины: столько жизней унесла трагедия двухлетней давности, когда в небе над Боденским озером столкнулись два самолета. Тогда погибли в основном башкирские дети.

Разорванное ожерелье символизирует разорванные жизни — до и после. Любовь, радость, счастье — до. Горечь, скорбь, утрата — после. Трагедия десятков семей.

Игорь Кулешов потерял в этой авиакатастрофе сестру — она работала стюардессой. Шестилетняя Катя осталась одна. «Девочка мало говорит, но все время помнит о катастрофе. Она хорошо рисует. В своих работах Катя изображает Германию, маму», — рассказывает Игорь.

Дима Брагин тоже остался один — его мама погибла. Дима жил с бабушкой, но та ненадолго пережила свою дочь. Год назад эту историю услышал полицейский Райнхардт Мартин. У него было двое детей, теперь — трое: Иван и Алеша — родные — и усыновленный Дима из Уфы.

«Эти имена взяты из романа Достоевского: старший — Иван, младший — Алеша. Моя жена прямо перед родами прочитала «Братьев Карамазовых». Теперь у нас есть и Дмитрий. Так же было у Достоевского. Получается, будто это дано нам свыше», — уверен Райнхардт.

Сегодня в Юберлингене не искали виновных в трагедии. Директор компании «Скайгайд» Аллен Росье — именно его служба вела тогда эти два самолета — на открытии памятника был вместе с родственниками.

«Проблема была в коммуникации. В этом мы допустили главную ошибку. Мы не нашли сразу нужные слова. За это я просил сегодня прощения», — сказал Росье.

Двенадцать семей уже получили компенсации из фонда, созданного Германией, Швейцарией и «Скайгайд». Адвокаты остальных ведут переговоры.

Летом 2002 года сообщения немецких средств массовой информации о трагедии звучали так: «Над небом Германии русский «Туполев» столкнулся с грузовым «Боингом». Потом сами немцы возмущались такой интерпретацией. Газеты писали: «Какое мы имеем право говорить, будто это русский самолет столкнулся, будто мы уже нашли виновного!»

Сегодня смысл и статей, и выступлений в другом: мы должны сохранить память о погибших. Все остальные вопросы по сравнению с этим второстепенны.

Вести.Ru

*