На Марс полетят самые “отмороженные”
Кандидатов в межпланетные космонавты двое суток “пытали” в лесу.
Корабль марсиан приземлился в первый день февраля в окрестностях Москвы. Пятерым “инопланетянам” — будущим претендентам на участие в 105-суточном эксперименте по имитации полета на Марс — пришлось дожидаться помощи двое суток в глухом заснеженном лесу. Того требовали условия специального эксперимента, который должен был выявить слабые психологические места будущего экипажа. О том, как трем россиянам и двум иностранцам удалось выжить в трескучий мороз, “МК” узнал у организаторов испытания из ГНЦ РФ “Институт медико-биологических проблем РАН”.
Испытание “марсиан” отличалось от испытания обычных космонавтов МКС только одним — они вылезали из спускаемого аппарата без скафандров.
— Инструкторы решили немного упростить задачу — все-таки эти участники эксперимента собираются пока не в настоящий полет, — говорит представитель службы общественных связей ИМБП Павел Моргунов. — Все остальное — как у всех. Имея при себе лишь необходимый аварийный запас с сублимированной пищей, два ножа, мачете, спички и сухой спирт, они должны были продержаться двое суток до прихода помощи.
Самым опытным, уже зимовавшим в лесу, оказался 34-летний член отряда космонавтов Сергей Рязанский. Поэтому для 4 своих спутников, якобы прилетевших с Красной планеты, он стал неофициальным лидером. К первой ночевке ребята должны были возвести односкатный шалаш, используя для его строительства растущие вокруг деревья и полотнище от парашюта, на котором якобы приземлился их спускаемый аппарат. Одной стены у этого шалаша не оказалось — так было задумано, чтобы все члены экипажа могли обогреваться теплом костра, разведенного тут же, под открытым небом. У огня, чтобы тот не погас или случайно не перекинулся на спящих, дежурили по очереди.
Самая первая ночь оказалась самой тяжелой. Организаторы очень переживали не столько за наших ребят — Рязанского и двух Алексеев — Баранова и Шпакова, сколько за иностранцев — француза, которого россияне сразу же прозвали Кириллом (так удобнее обращаться), и немца Оливера. Как выдержат гражданский пилот и военный инженер из бундесвера 25-градусный морозец? Но, как ни странно, оба оказались очень выносливыми. Рубка деревьев для палатки и костра не давала замерзнуть днем. Ночью шел жар от костра. Ко второй ночи односкатная палатка была перестроена в вигвам, в котором костер можно было развести прямо внутри.
Чтобы попить чайку или развести обезвоженные супы и каши, “марсианам” пришлось растапливать снег в специальном чугунке, который также входил в НАЗ. Умываться приходилось только снегом. Поэтому, когда путешественников наконец разыскали спасатели (“марсиане” сразу после посадки сообщили о своем местонахождении по рации), вся пятерка походила на героев мультфильма про Мойдодыра. Немного закопченные от костра, но счастливые, они бросились к вертолету. И тут один из участников неожиданно… сломал ногу! Причем самый упитанный из всех, 90-килограммовый Алексей Баранов. К счастью, это тоже было не по-настоящему. Но друзьям все равно пришлось тащить его на сооруженных из подручного материала носилках метров 500 — до спасательного вертолета. “Хорошо донесли, я отдохнуть успел”, — радовался после целый и невредимый Баранов.
После того как вторая пятерка участников пройдет экзамен на выживаемость в лесу (он должен завершиться к 6 февраля), “марсиане” перейдут к подготовке к научным программам, которыми они будут заниматься с конца марта, во время долгосрочного заточения в “марсианском корабле”, “причалившем” в ИМБП РАН.
***