Московская балерина Екатерина Максимова отмечает юбилей
Ее называли «наследницей Улановой», «очаровательной, маленькой жемчужиной», «обладательницей изумительной грациозности, которой наделены только великие балерины». Но чаще всего именовали просто Катей, при этом не забывая упомянуть и ее вечного спутника Володю. И все сразу понимали, что речь идет о самой красивой паре российского балета, народных артистах СССР Екатерине Максимовой и Владимире Васильеве. В людском понимании их образы неразделимы. Нет сомнений, что сегодняшний юбилей Екатерины Максимовой они, конечно же, отметят вместе. Праздник для друзей и коллег состоится в Атриуме Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Что же касается родного для Максимовой и Васильева Большого театра, то там юбилейные торжества прошли еще в октябре прошлого года. Правда, посвящены они были 50-летию творческой деятельности уникального звездного дуэта. В честь этой знаменательной даты в ГАБТе организовали настоящий балетный фестиваль, составив его из спектаклей, в которых блистала великолепная пара.
Свою судьбу они нашли сразу. Еще в конце 1950-х годов после окончания Московского хореографического училища они попали на прославленную сцену Большого театра, где царили потом более 30 лет. Их танец был виртуозен, актерские данные неоспоримы. И каждое их выступление в любой точке земного шара, где на гастролях побывали замечательные артисты, неизменно становилось событием.
Катя и Володя — как с легкой руки французского режиссера Клода Лелуша, снявшего о них одноименный фильм, по сей день называют своих кумиров их многочисленные поклонники — всякий раз приводили публику в неописуемый восторг. Всенародные любимцы, отмеченные неординарным талантом, работали на пределе человеческих возможностей и по праву вписались в ранг живых легенд.
Их диапазон был практически безграничен: им в равной степени удавались комические, лирические, драматические герои, одинаково великолепны они были в классическом и современном репертуаре. Они блистательно танцевали в «Каменном цветке» и «Щелкунчике», в «Спартаке» и «Жизели», в «Дон Кихоте» и «Анюте». Сотрудничали с крупнейшими хореографами: Касьяном Голейзовским, Леонидом Лавровским, Юрием Григоровичем. Свои балеты дарил им гениальный Морис Бежар. Великий итальянский режиссер Франко Дзеффирелли пригласил их выступить в его фильме-опере «Травиата».
Даже завершив артистическую карьеру, они не потерялись в искусстве. Владимир Викторович, который несколько лет руководил Большим театром, сейчас время от времени ездит за рубеж — ставит спектакли как хореограф. А еще он сочиняет стихи, увлекается живописью, пишет картины маслом и акварелью. Екатерина Сергеевна трудится в классе с ученицами — она педагог- репетитор в Большом театре и в «Кремлевском балете».
Сама же Максимова, как выяснилось, до школы никогда танцами не занималась. «Я любила драматический театр, — рассказала юбилярша. — Мой дедушка — Густав Шпет — был профессором Академии высшего актерского мастерства, членом худсовета МХАТа. А нашими соседями по дому были великие мхатовцы». Они-то, по словам, Екатерины Сергеевны, и посоветовали ее маме отдать дочку в балет.
«Мама, которой сейчас 94 года, по-прежнему главный человек в нашей семье, — замечает Максимова. — А Володя — самый верный друг. Надежнее его рук на сцене я не знала. И в жизни тоже».
Впрочем, и у самой Екатерины Сергеевны стальной характер. После тяжелейшей травмы позвоночника ей удалось не только не остаться инвалидом, но и вернуться в театр и протанцевать еще 20 лет. Глядя на нее сегодняшнюю, удивляешься, откуда у этой маленькой, тоненькой женщины такая сила?
«Из-за хрупкого телосложения меня до сих пор за девушку принимают. Когда машину водила, останавливали: почему ребенок за рулем?» — улыбается Максимова. И всерьез заключает: «Нет, звездной болезнью я никогда не страдала и примой себя не ощущала, никогда не чувствовала, что мне все дано».
***