На днях свой 70-летний юбилей отметил известный самарский режиссер, заведующий кафедрой театральной режиссуры Самарской государственной академии культуры и искусств, заслуженный деятель искусств России, профессор Михаил Карпушкин. Это событие и стало поводом рассказать об интересном человеке и педагоге, практически вся жизнь которого связана с самарскими театральными подмостками.

Имя заслуженного деятеля искусств профессора Михаила Карпушкина известно, к огромному сожалению, лишь людям, тесно связанным с театральной жизнью Самары. Встретив на улице человека с походкой, чем-то напоминающей походку профессора Плейшнера из известного фильма, вряд ли кто-то из случайных прохожих удосужится попросить у него автограф или фото на память. А человек он, между тем, поистине примечательный.

Человек, который «не верит». Известный режиссер и педагог отпраздновал семидесятилетие

Михаил Карпушкин родился в Нижнем Новгороде (тогда — город Горький. — Прим. авт.), закончил Восточно-Сибирский государственный институт культуры, а в 1971 году — ассистентуру-стажировку ГИТИСа в мастерской режиссера Андрея Гончарова. В том же году окончательно перебрался в Куйбышев, где начал работать на театральной кафедре местного института культуры. За годы педагогической деятельности в этом вузе Карпушкин прошел путь от старшего преподавателя, доцента, до профессора, заведующего кафедрой. Как режиссер он поставил более семидесяти студенческих и профессиональных спектаклей.

Автору этих строк посчастливилось в дни собственного лихого студенчества общаться с этим преподавателем, обучающим актерскому мастерству и режиссуре. Из нескольких руководителей театральных курсов академии культуры (тогда она носила скромное звание института) он был, пожалуй, самым авторитетным. А как иначе, если остальные в большинстве своем сами когда-то были его учениками.

Михаил Александрович производил впечатление эдакого «доброго профессора» с аккуратной бородкой, который в разговоре никогда не повысит голос. Но надо было слышать его громоподобное «Не верю!» в лучших традициях Станиславского на разборах полетов после представления студенческих работ.

Как режиссер Карпушкин работает не только со студентами и учащимися школьных театральных классов, но именно педагогическую деятельность считает своей основной. В свое время он сотрудничал с театром юного зрителя «Сам-Арт», в том числе поставил там нашумевшие спектакли «А все-таки она вертится» Александра Хмелика и «Завтра была война» Бориса Васильева.

На сцене Самарского академического театра драмы не один год с успехом шла его «Старомодная комедия» по пьесе Алексея Арбузова. Настоящим событием в творческой жизни Самары середины 90-х стала его сценическая версия пьесы современного драматурга Олега Данилова «Яблочная леди».

Самарские театралы прекрасно помнят, что спектакль был специально поставлен как бенефис выдающейся актрисы драмтеатра — народной артистки Веры Ершовой. Сама Вера Александровна до конца своих дней с огромным удовольствием вспоминала совместную работу с Карпушкиным. В интервью она неоднократно подчеркивала, что с этим режиссером у нее было полное творческое взаимопонимание.

На театральном факультете академии культуры о Михаиле Карпушкине складываются настоящие былины и легенды. Помимо своего театрального ремесла, он известен как автор многочисленных афоризмов, которые рождаются экспромтом и периодически ставят в тупик студентов. «Гном — это состояние души» — одно из них, рожденное в момент объяснения нерадивому школяру понятия «зерна роли» в его небольшой актерской работе.

Или вот. «Не тот нынче бомж пошел. Не тот, — вышагивая вдоль студенческой аудитории, однажды многозначительно изрек режиссер. — Теперь он просто нищий и пьяница. А вот раньше бомж был олицетворением диссидентства и несогласия с существующей системой. Это был передовой человек»…

На счету Михаила Карпушкина — не один десяток театральных выпусков. Многие из бывших его студентов с успехом трудятся не только в театрах Самары, но и в столичных коллективах, кто-то из них сам преподает. А некоторые, оставив актерскую профессию, не без успеха реализовали себя, например, на телевидении.

Несмотря на солидный возраст, Михаил Александрович Карпушкин продолжает активно работать, творческих идей у режиссера с годами не поубавилось. Молодые студенты театрального факультета академии культуры и искусств взирают на него с благоговением. А он знай себе расхаживает по студенческой аудитории, учит уму-разуму будущих «звезд сцены», по-прежнему сыплет афоризмами и мечтает поставить свой Самый Лучший Спектакль.

Андрей Цедрик

«Волжская коммуна»

30 января 2009 г.

№ 28 (26487)

*