5 февраля 1914 года городская дума Самары рассмотрела вопрос о подключении к электрической станции новых абонентов. Поводом к этому послужило выступление инженера П.А. Суткевича в газете «Городской вестник».

В связи с намечаемым открытием в городе трамвайного движения и недостаточной для этого мощности старой электростанции, власти Самары начали строить новую. Здание станции город возводил хозяйственным способом, а поставку оборудования вели фирмы «Сименс и Гальске», «Гальцер», «Шпис и Прен», Всеобщая компания электричества. Надзор за сооружением осуществлял городской архитектор Д.А. Вернер, который и сегодня не забыт самарцами. По его проектам возводили здание собрания служащих правительственных и общественных учреждений (Музей ПриВО), Ново-Троицкий торговый комплекс (универмаг «Юность»), особняк А.Ф. Вакано (Рабочая,3).

Чтобы обеспечить загрузку мощностей новой станции, сделать ее работу безубыточной, необходимо было обеспечить доступность благ цивилизации как можно большему числу горожан. И строитель самарского трамвая П.А. Суткевич со страниц газеты предложил принять ряд радикальных мер.

«Уже сейчас на улицах Самары наблюдается большое количество столбов, переплетение проводов частных электростанций и городской. Все уличные электросети необходимо принять в ведение города. Он должен взять на себя и подсоединение домов к сети, установку счетчиков или ограничителей тока. Все необходимые для этого материалы имеются, поэтому городу не придется тратить дополнительные средства.

Снизить тарифы за пользование электроэнергией. Они составляют 25 копеек за киловатт для населения и 15 копеек для всякого рода заведений. Тариф непосильный для тех, кто использует много ламп. Поэтому владельцы гостиниц, ресторанов, клубов, синематогрофа строят свои станции. Принятие предлагаемых им мер, сделает электроосвещение более доступным для всех, снизит недоимки за пользование ей, которые в минувшем году составили более 44 тысяч рублей».

Обсудив на заседании думы предложения П.А. Суткевича, гласные решили все же тарифы не уменьшать. Получать ток с городской электростанции изъявили уже многие. Агенты пароходных обществ «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «По Волге», «Русь» хотят освещать дебаркадеры, береговые лабазы, конторы и квартиры служащих. Самарский губернатор Н.В. Протасьев, переезд которого со всей канцелярией ожидался в ближайшее время в новое здание возле драматического театра, запрашивал тариф, по которому управа сможет отпускать ему энергию для 470 лампочек.

Железнодорожники просили дать электричество для освещения городского вокзала, госпожа А.М. Неклютина — для электромоторов своей хлебопекарни. Один из крупнейших элеваторов Поволжья, возведение которого завершалось на берегу Самары, тоже нуждался в электроэнергии для своих многочисленных механизмов.

Что же касается электросетей, то дума приняла такое решение: вся сеть по улицам города вплоть до фасадов домов, а также установка счетчиков и ограничителей тока проводится за счет города. С пуском станции эти меры дали возможность подсоединить к электросети дома в районе Полевых улиц, реки Волги и железнодорожного вокзала.

*