Столичная творческая общественность обеспокоена судьбой знаменитой подмосковной усадьбы Архангельское. На территории парка, высаженного еще в начале XIX века, сейчас возводят коттеджи. Каким образом исторические памятники, которые находятся под охраной государства, превращаются в стройплощадку?

На статуе богини правосудия Фемиды – надпись по-латыни «Божественной Екатерине». Фемида-Екатерина архитектора Тюрина томится в клетке. Архангельское — уже несколько лет на реставрации. Историко-культурный комплекс — Русский Версаль, как называют его смотрители, — это не только знаменитый дворец, Зеленый партер, Пушкинская аллея и балюстрада с видом на подмосковные красоты. Несколько гектаров парка, высаженных по указанию князя Юсупова, — это тоже усадьба Архангельское. На карте у завхоза усадьбы Юсуповские рощи относятся к территории музея. Сегодня рощи на парк уже не похожи. Обычный лес, какого в Подмосковье хоть отбавляй. А если лес, то значит — его можно сдавать в аренду. Зимой состоялся конкурс, и три фирмы выиграли право аренды этих парков-лесов на 50 лет.

«У нас есть опасения, что сейчас эти леса, оказавшись в руках новых владельцев, могут быть потеряны для истории и для культуры», — говорит директор музея Владимир Длугач.

Это сейчас директор опасается за судьбу культурного памятника. Накануне конкурса он направил в «компетентные» органы сразу несколько писем, в которых признавал, что «дирекция музея против проведения конкурса не возражает». Через несколько месяцев в Аполлоновой роще Юсуповского парка появились двухэтажные коттеджи и замечательная свалка. «Это безобразие!» — негодуют в Управлении природных ресурсов по Московской области — организации, которая и проводила конкурс. — «Сам лесной аукцион прошел абсолютно законно, но в лесу такого делать нельзя».

«Каких-то капитальных сооружений там может и не быть, могут быть временные сооружения — дорожки для прогулок, качели — предназначенные только для массового отдыха», — заявляет начальник Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды РФ по Московской области Николай Гаранькин.

«Знаем мы ваш отдых», — возмущается президент Московского архитектурного института и неистовый защитник Архангельского Александр Кудрявцев. Какой лес? Во всех архитектурных справочниках записано: Аполлонова и другие рощи усадьбы — памятники именно паркового искусства.

«Это похоже на ситуацию в Николо-Урюпино, там была примерно такая же процедура. Сначала — отдых, потом — в виде исключения – небольшие строительства, а потом это восприняли уже как факт. Ну не сносить же?» – говорит Кудрявцев.

Знаменитый театр Гонзаго, построенный Юсуповым и внесенный ЮНЕСКО в список памятников мирового значения — сегодня здесь заканчивают реставрацию. Уже летом должен состояться первый концерт. Новым жителям будущего коттеджного поселка несказанно повезло: вышел утром на крыльцо, и сразу тебе театр.

«На самом деле это бред. Земли в России очень много. Не может быть, чтобы рядом с театром Гонзаго стояли заборы с овчарками и колючей проволокой. Тогда разрушать театр», — считает член попечительского совета музея-усадьбы «Архангельское», художественный руководитель Театра сатиры Михаил Ширвиндт.

Через пару лет Архангельское закончат реставрировать и Фемиду выпустят из временного заточения. «Глаза у нашей Фемиды не закрыты — она все видит», — говорят музейные работники.

«Ваша мечта может стать реальностью. Почувствуйте себя князем!» Возможно, скоро примерно такие рекламные плакаты появятся в усадьбе «Архангельское». Чем мы хуже князей? Правда, новые владельцы княжеских угодий осваивают территории быстрее своих предшественников.

Дмитрий Мельников

Вести.Ru

*