Фотография в Рост. В Манеже рассказывают "Групповой портрет"
Ретроспектива Юрия Роста так и называется – «Групповой портрет». Приуроченная к его 70-летию (которое случится 2 февраля), она объединяет фотографии и тексты. Последние – вместо обычных подписей – истории тех, кто изображен на фото. То есть – рассказ неравнодушного автора.
Юрий Рост среди своих фотографий и зрителей.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Значительная часть представленного отсылает к ростовской книге «Групповой портрет на фоне века», названной «Книгой года-2008», но в юбилейную выставку вошли и совсем другие снимки. В частности, черно-белый групповой портрет дополняют цветные пейзажи (из серии, что выставляли в московском метро). Известным людям и обычным, но не менее значимым героям повседневности нашлось место на удивительно неформальной ретроспективе.
…Он ходил по Манежу, бросал розу стоявшему «на балконе» художнику Борису Жутовскому… А официальное открытие началось, вернее, расслышалось в словах Ольги Свибловой: «Кто видит Роста?» Убежал, вернулся, поговорил по телефону, рассказал байку. Без «душных» формальностей открыл выставку в честь себя.
Из своих 70 около 40 лет он составлял портрет века, вглядываясь в них (в век и в портреты – в лица) своим серьезно-лукавым взглядом. «Групповой портрет на фоне века» – книга Роста. Книга внушительная (шутка ли – трехкилограммовый фолиант), но совсем не размеры сделали ее создателя, когда в 2000-м это была еще просто серия фотографий, лауреатом Госпремии, а в прошлом году кроме звания автора «Книги года» еще и лауреатом премии Александра Блока (которую вручают за документальное произведение о России).
Обозреватель и фотокорреспондент («Комсомольская правда», «Литературная газета», «Московские новости», «Новая газета»), телеведущий («Конюшня Роста» на НТВ и REN-TV), Юрий Рост – это стоп-кадр, это возникшие за кадром (вслед за кадром или перед ним – вокруг кадра) слова, это, наконец, серия, цепочка кадров как ясно ощутимое потенциальное движение картинок. С точки зрения мастерства это значит выжать из материала максимум информации и выразительности. Но здесь не только информация и эстетика, тут – доверительный тон художника, рассказывающего портреты и показывающего истории.
Подробнее: Независимая газета
***