"Артек" может исчезнуть навсегда
Легендарный детский лагерь «Артек» — на грани исчезновения. Впервые за 89 лет его существования там отменили зимние смены, сотрудники уже несколько месяцев не получают зарплату, а в госбюджете Украины отсутствует статья о его финансировании. Лагерь расположен на черноморском побережье Крыма, и за последние годы стоимость земли здесь сравнялась с ценами в Монако. Попытки отобрать и перепродать территорию детского центра предпринимались не раз, но украинские власти волнуют другие проблемы.
Генеральный директор знаменитого детского центра Борис Новожилов начал встречу с журналистами словами: «Я расскажу — кто и зачем уничтожает Артек». По его мнению, нынешний год может стать последним в истории лагеря. Впервые в Артеке отменили зимние смены, а сотрудники вот уже несколько месяцев не получают зарплату. Детский отдых сейчас не такое прибыльное дело, как быстрая распродажа земли. Борис Новожилов рассказал: «Сидящие в креслах знают, что крымская земля – золотая земля. И никакой кризис не изменит ее цену. Сейчас это 208 гектаров, она стоит от четырех до пяти миллионов долларов за гектар. Если мы пересчитаем, то поймем, что земля, на которой находится предприятие «Артек», стоит порядка миллиарда долларов.
Генеральный директор центра Борис Новожилов вспоминает, что первая попытка захвата была еще при прежнем руководстве «Артека» несколько лет назад. Он напомнил: «Сначала был изменен устав «Артека», в котором руководству разрешалось принимать решения – какие земли нужны, а какие можно передать в поселковый совет для дальнейшей перепродажи». Одна за другой предпринимались попытки отнять и сбыть лучшие земли «Артека». С каждым разом они становились все изощренней и наглее. Борис Новожилов пояснил: «У предприятия был взят акт на пользование землей, который был передан в поселковый совет якобы для сверки, после чего он был поселковым советом уничтожен. Мы предотвратили продажу – продажа была уже готова — лагеря «Морской» и всей береговой зоны протяженностью 7,5 километра, в том числе всей инфраструктуры, которая была на берегу».
Легенда советского периода, символ счастливого детства и мечта любого ребенка тех пор. Аналогов этому детскому центру не было в мире, и нет до сих пор. Как вспоминает Борис Пастухов, бывший Первым секретарем ЦК ВЛКСМ в 1977-1982 годах, это была не только здравница — это была фабрика воспитания, куда приезжали юноши и девушки со всего мира. «Это такой замечательный центр, где знакомились, влюблялись. Это было счастье по имени «Артек», — рассказывает он.
Ежегодно «Артек» принимает 25 тысяч детей. Здесь всегда отдыхали дети-сироты и особо одаренные ребята, которым украинское государство оплачивало стоимость путевки. Только в 2004 году таких детей было больше половины. Дальше — меньше. Спустя два года 11 тысяч, в 2007 году — лишь пятая часть отдыхающих детей. В 2008 году – три тысячи триста ребят, а на 2009 год запланировано лишь полторы тысячи. Раньше в таких случаях говорили: «Экономика должна быть экономной». По мнению Ответственного секретаря Международного союза детских общественных объединений Виктора Кочергин, путевки дорогие потому, что мала государственная поддержка.
В 2005 году вокруг «Артека» разразился скандал. Новые киевские власти не смогли обнаружить 100 миллионов долларов, выделенных их предшественниками на реконструкцию комплекса из пяти лагерей. Главный фигурант дела, бывший министр транспорта Георгий Кирпа, покончил жизнь самоубийством, и дело замяли. В нынешней ситуации все проблемы пытаются списать на кризис. Здания стареют, коммуникации рушатся и это, видимо, устраивает местные власти: ветхий комплекс быстрее уйдет с молотка. По мнению Бориса Пастухова, на этом пути будет стоять украинское руководство и крымское начальство, которое и до этого пыталась «оттяпать в этой береговой зоне самые лакомые кусочки».
«Самые лакомые кусочки» — это, конечно прибрежная часть. Поняв, что захватить ее простым способом не удастся, предприимчивые чиновники пошли на хитрость. Как рассказал Борис Новожилов, в 2006 году местная власть принесла руководству лагеря новый акт на землю, в котором формально было уже не 208 гектаров, а 210, но была отрезана вся береговая зона и наиболее интересные участки вместе с дорогами, которые находятся на территории «Артека». Этот акт не был принят, и начался судебный процесс.
За два года прошло 600 судебных заседаний, но ни на одном из них не присутствовали представители прокуратуры, будто спор шел между двумя представителями среднего бизнеса. Под угрозой увольнения — сотрудники детского центра, сотни опытных педагогов, которым не вериться, что «Артек» может навсегда исчезнуть.
*