Три реальных персонажа — Гитлер, Ленин и японский император Хирохито — дали автору повод задуматься не столько о деяниях власти, сколько о ее природе, отнюдь не божественной, даже не сверхчеловеческой. Этот взгляд оказался не просто новым — неожиданным, для многих неприемлемым и даже шокирующим.

Как известно, полсотни фильмов Александра Сокурова включают в себя несколько циклов, «колец», отчасти переплетающихся друг с другом. Формально «Фауст» (не исключено, что название изменится) — завершающая часть кинотетралогии, начатой «Молохом» (1999) и продолженной «Тельцом» (2000) и «Солнце» (2004). Три реальных персонажа — Гитлер, Ленин и японский император Хирохито — дали автору повод задуматься не столько о деяниях власти, сколько о ее природе, отнюдь не божественной, даже не сверхчеловеческой. Этот взгляд оказался не просто новым — неожиданным, для многих неприемлемым и даже шокирующим.

Обобщением, итогом размышлений должна стать интерпретация известной много веков легенды о докторе Фаусте. Замысел тетралогии возник сразу как целое, но осуществлялся постепенно и претерпевал трансформации. В частности, прежде Сокуров говорил о том, что в основе «Фауста» будут произведения Томаса Манна и Гете, но каркас сценария, написанного постоянным соавтором Сокурова драматургом Юрием Арабовым, — первая часть поэтической драмы Гете.

При этом прежняя формулировка сути тетралогии — «о власти», теперь сменилась на «цикл о течении истории и о людях». Будущий фильм замышляется не «иллюстрацией» хрестоматийного литературно-философского произведения, в котором герои — выразители мыслей Гете, не описанием мифологических персонажей, укоренных в культуре и искусстве, и уж тем более не «фэнтези». Предполагается фильм о живых людях — Фаусте, Маргарите, Мефистофеле, и любовная линия станет основой сюжета.

Так в картине, надо думать, сомкнутся сокуровский цикл о властителях с глубоко лирическим («семейным») циклом о человеческой близости/разъединенности. Третьей составляющей этого замысла определенно станут постоянные авторские размышления о европейской истории и культуре, о гуманистической традиции Старого Света, воспринимаемой как традиция фундаментальная.

Картина «Фауст» задумана большой международной постановкой с бюджетом примерно 12 млн евро и интернациональным составом группы (в частности, оператор картины и его команда будут немецкими, «чтобы войти в европейские технические возможности»); в работе пригодится опыт многолетнего сотрудничества режиссера Сокурова и продюсера Сигле с кинопроизводителями и отдельными творцами из Японии, Германии, США, Италии, Франции, Англии.

Первая презентация проекта, что естественно в ситуации «Фауста», состоялась 17 января в Германии во время визита в эту страну премьер-министра Владимира Путина. Никаких «особых связей с Кремлем» подозревать не следует. По словам режиссера: «Премьер-министр знает немецкий язык и заинтересован в культурных связях с Германией; речь идет о вещах гораздо более высоких, чем кинематограф. При этом я категорический противник политизации культурного процесса, усилившейся после недавнего кризиса отношений России и Европейского союза, о чем говорил немецким журналистам». Таким образом, проект получил фактически государственный статус, что удивительно не только в условиях кризиса, но и потому, что прежде государство в таком масштабе не поддерживало ярко выраженное авторское серьезное кино.

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***