Один из ведущих экспертов российского телевидения, создатель легендарной программы «Взгляд», бывший руководитель ВГТРК Анатолий Лысенко в интервью РЕН ТВ к отмечаемому 13 января Дню российской печати рассказал об ошибках СМИ, о неправильном использовании телевидения государством и об опасности работы журналистов.

Крупнейшим событием, связанном с прессой в ушедшем 2008 году эксперт назвал «слепоту» российских телеканалов во время массовых демонстраций во Владивостоке против повышения пошлин на ввоз иномарок. По его мнению, это «очень тревожащее, с медицинской точки зрения, событие».

Лысенко сказал, что был удивлен тем, что корреспонденты даже основных каналов «получили по шее» в момент участия в дальневосточных акциях, когда для разгона был вызван московский ОМОН, который действовал против мирных демонстрантов весьма жестко.

Профессию журналиста в общем он назвал довольно рисковой: если вспомнить историю журналистики, особенно разоблачительную журналистику, то почти всегда это кончалось дубинкой, кастетом, выстрелом, гноблением, судом и так далее. Поэтому то, что произошло с главным редактором газеты «Химкинская правда» Михаилом Бекетовым, который, как известно, был избит до полусмерти — к сожалению, не является чем-то экстраординарным, выбивающимся из общей тенденции. К данной категории преступлений относится и убийство Анны Политковской, дело о котором рассматривается сейчас в суде.

Журналисты оказываются на переднем плане и неизменно вызывают раздражение, отмечает телеэксперт. А в России это раздражение приобретает еще более опасную форму, так как в стране нет как таковой традиции дискуссии. «Вот наш образ дискуссии: кто не с нами, тот против нас и все. Если враг не сдается, его уничтожают», — говорит Лысенко.

В этом смысле журналистика всегда была, есть и будет опасной, убежден он. Ибо слышать о себе правду, и видеть свою физиономию не загримированной и не приукрашенной — задача довольно сложная. И здесь, по его мнению, уместно сравнение с зеркалом: иногда смотришь в зеркало и очень хочется долбануть по нему, останавливает только страх приметы, что разбить зеркало — к несчастью.

А «долбануть» по журналисту гораздо легче с точки зрения последствий: суды к этому довольно спокойно относятся.

Обостряет ситуацию и отсутствие в России гражданского общества: его еще нет и довольно долго не будет, подчеркивает Лысенко. На этом фоне девальвировалось само понятие свободы слова, ведь она требует не только возможности говорить все, но и ответственности за сказанное.

В нынешней России ответственность журналистов практически сошла на нет. Всем известны журналисты — их можно назвать по именам — которые «праведно гневаются», а в глазах, просто, как в арифмометре — крупные суммы, которые им платят, говорит основатель «Взгляда».

Настоящая свобода слова в России возникнет в тот момент, когда журналист будет зависеть не от хозяина или государства, а от общества, и когда свобода слова будет соответственно «оправлена» в законодательную базу. Помимо этого, свобода слова требует еще и владения словом, указывает он.

Телевидению не хватает пропаганды

Что касается телевидения и его набившей оскомину «развлекательности», которую нынче принято ругать, и есть за что, то в этом видится прямое влияние государства. Оно всегда заинтересовано в том, чтобы телевидение было седуксеном, «валерьяночкой», то есть успокаивающим лекарством. Оно не заинтересовано в разжигании, в нагнетании страстей.

При этом Лысенко считает, что государство использует телевидение бездарно — на ТВ отсутствует необходимая доля пропаганды. Не в «советском», а в простом, человеческом духе.

Так, телевидение не используется для рассказов о том, что реально происходит в стране. Взять, к примеру, пресловутые нанотехнологии. Наверное, только Чубайс, да еще десяток ученых и знают, что такое нанотехнология. А рассказать людям, что это такое, на что уходят деньги — это не делается.

Вообще само слово пропаганда, рассказ о достижениях — это стало как-то даже неприличным. А ведь на самом деле это реклама, и общество должно рекламировать свои собственные успехи, убежден телевизионщик. Тогда народ был бы в достаточной мере подготовлен к трудностям, которые вынужден переживать, испытал бы настоящую, а не напускную любовь к стране.

У нас же получается, что современный патриотизм выразился в «гениальном стихотворении» Грызлова: «Пасть порвем, укусим, но выиграем в футбол», но это не воспитание патриотизма.

Даже «Имя Россия» — телепроект, призванный определить символ нации — нельзя назвать воспитанием. Потому что Россия не та страна, которая может быть сформулирована одним именем, заключил Анатолий Лысенко.

16:07

NEWSru.com ссылка на статью

***