В московском Дворце молодежи выступил знаменитый американский саксофонист, законодатель современного музыкального авангарда и крестный отец движения New York Downtown Music — Джон Зорн.

Еще задолго до приезда в российскую столицу главного чудака от музыки весть о предстоящем событии сильно взбудоражила московские музыкальные круги. Билеты в МДМ, несмотря на сногсшибательные цены, были раскуплены задолго до концерта.

Ждали при этом не только самого Джона Зорна, но и его старого друга и нынешнего партнера по сцене, легендарного Марка Рибо, чья гитара звучит на лучших альбомах Тома Уэйтса и Элвиса Костелло.

Жаждали россияне услышать живьем также и одного из крутейших перкуссионистов мира — бразильца Джиро Батиста, игравшего со Стингом, Брайном Ино, Дэвидом Бирном и много, с кем еще.

В общем, ждали всю зорновскую братию по оружию из New York Downtown Music, известную и любимую давно, но не виденную в России никогда.

Исключение составляет лишь Марк Рибо, умудрившийся посетить Москву в прошлом году дважды за февраль, собрав аншлаг и в двух столичных клубах, где он выступил как в одиночку, так и со своей группой Los Cubanos Postitos, т.е. «Фальшивые кубинцы». В этом составе, к слову, выступал и клавишных дел мастер нынешнего состава Зорна — Джеми Зафт, проявивший себя в свое время в легендарной команде B-52″s.

Когда на фоне черного гигантского задника появился Зорн с командой, без лишних предисловий начав «давать копоти», слабонервным, действительно, стоило побеспокоиться о безопасности своего рассудка.

Публика, впрочем, знала, на что шла, поэтому шквал звуков, разом издаваемых тремя барабанщиками и басистом, перегруженной гитарой Рибо и синтезатором Зафта, пронзительным саксофоном маэстро и ноутбуком со спецэффектами, управляемым невозмутимой японкой, вызвал адекватную реакцию зала.

Мгновенно раскачав зал, музыканты немного сбавили обороты. Все исполняемые композиции группы, впрочем, настолько эклектичны и создаются на основе импровизации, что, сдается, даже самим музыкантам порой неизвестно, где закончится прозрачная по саунду и мелодически нежная часть, а где начнется откровенное безумие «выноси всех святых».

Конструкция, эмоциональные подъемы и спады пьес целиком зависят от прихоти маэстро, безраздельно и властно правящего бал со своего капитанского мостика.

Вытянутая вперед ладонь — спокойнее, мол, ребята, спокойнее, дайте потихонечку посолировать Зафту (указующий перст на клавиши). Отчаянная жестикуляция — жарьте парни на полную катушку, настойчивые кивки Марку Рибо — врубай свой фуз, да погромче! Сам Зорн, заходясь в кульминационных моментах, издавал на саксе такие звуки, что непосвященному могло показаться, что слоны трубят атаку.

Исполняемая в Москве программа Electric Masada — это электрическая, утяжеленная версия полуакустического проекта Зорна пятилетней давности — Masada.

Записанный альбом был назван музыкантом в честь еврейской крепости, оборона которой закончилась самоубийством всех ее защитников, что, в конечном итоге, лишило римлян ожидаемой психологической победы.

Музыка, соответственно, сделана в восточных тонах, нанизана на латиноамериканские ритмы, крепко замешана на джаз-роке в роскошном психоделическом обрамлении.

Последние двадцать лет о приезде в Россию великого нью-йоркского экспериментатора постоянно ходили легенды, пока, как утверждают организаторы прошедшего концерта, не установилась устойчивая аксиома: «Зорн не приедет никогда».

Никогда не говори никогда. Концерт американских авангардистов стал для Москвы настоящей, а не дутой сенсацией.

По материалам ВВС

05.01 09:27 am | NRS.com

NRS.com

*