Возвращаемся к главному вопросу: оправдана ли нынче покупка новой машины? О новых таможенных пошлинах, о судьбе импортеров и «официалов» и о «поведении» курсов валют — обозреватель Медиа группы «Ваш выбор» Ольга Петропавловская.

Автомобиль в кризисном исполнении. Окончание

Как на автомобильном рынке скажутся более высокие таможенные пошлины, которые вводятся с середины января? Несмотря на шумиху, радикального влияния на ландшафт рынка новых автомобилей, по мнению экспертов, они не окажут. Разве что АвтоВАЗ, который и без того выиграет на грядущем падении рубля, сможет «приподнять» цены. Что до остальных производителей, в том числе и тех, что уже имеют производства в России, то им от этих пошлин ни жарко ни холодно. Может, чуть-чуть теплее в силу того, что этот шаг преподносится и как «защита инвесторов». Например, Toyota. На заводе под Питером собирается одна-единственная модель — Camry, на которую пришлось 21,5 тысячи из 144,5 тысячи автомобилей Toyota, проданных в России за первые девять месяцев 2008 года. Ведь в шоу-румах российских дилеров — и Yaris, и Corolla, и Auris, и Avensis, уже не говоря о кроссоверах RAV4 и внедорожниках. И поскольку пошлины на новые машины поднимутся с 25% до 30%, то и себестоимость всех «не Camry» возрастет. Впрочем, с точки зрения покупателя повышение пошлин на новые машины не несет в себе никакой драмы: массовые автомобили гольф-класса подорожают лишь на 15-20 тысяч рублей, что на фоне других факторов не так уж существенно.

Предложили повышение

Кто действительно пострадает, так это импортеры (и потенциальные покупатели) подержанных машин из США и Японии. Например, при ввозе четырехлетнего кроссовера Toyota Harrier (праворульный аналог Lexus RX) юридическим лицом платежи вырастут с 320 до 440 тысяч рублей. Учитывая высокий курс йены, себестоимость автомобиля после «растаможки» и доставки в Россию достигнет 35-40 тысяч долларов! То есть машины из Японии догонят по цене своих ровесников с левым рулем. И даже без запрета на ввоз автомобилей с правым рулем как такового секонд-хенд из Японии сильно сдаст позиции. Вполне вероятно, что перегонщики сменят ориентацию — и примутся за леворульные машины, перегоняя их с запада на восток.

Несладко придется и «официалам», надеявшимся заработать на новых машинах, томящихся на зарубежных складах (падение спроса на рынках США и Европы началось намного раньше, чем в России). Расчет был на то, что, ввезя эти в машины в Россию как подержанные, можно будет сэкономить на «растаможке». Не выйдет: таможенные платежи за «трехлетки» будут такими же, а то и большими, чем за новые машины.

Темная сторона

Нынешний кризис, как опасаются эксперты, окажется гораздо серьезнее, чем все экономические потрясения последних десятилетий. В той или иной степени он затронет весь мир, и предсказать, как будут изменяться курсы валют, почти невозможно.

Понятно, что главным образом курс рубля зависит от мировых цен на нефть. Чтобы смягчить падение российской валюты, правительство использует средства Стабфонда. В течение 2009 года планировалось истратить треть из накопленных 600 миллиардов долларов, но эти расчеты проводились, когда цена на нефть составляла 50 долларов за баррель. Сейчас нефтяная корзина ОПЕК стоит около 40 долларов, и не исключено, что это не предел. Во многом все будет зависеть от того, как финансовый кризис скажется на экономике Китая — основного потребителя энергоресурсов. В любом случае российскую валюту ждет обещанная Центробанком «плавная девальвация». Если же средства Стабфонда будут расходоваться слишком быстро, то курс упадет ниже прогнозируемых на следующий год 30-35 рублей за доллар.

Гораздо сложнее предсказать поведение самого доллара. В США недавно прошли президентские выборы, а во время «переходных периодов» власти любой страны пытаются «держать лицо». Скорее всего, какая-то ясность появится лишь после январской инаугурации Барака Обамы. Не исключено, что новости, проливающие свет на истинное состояние экономики США, приведут к падению курса доллара и биржевых индексов по всему миру. В лучшем случае курс американской валюты пойдет вверх и зафиксируется на нынешней отметке или даже чуть выше. В худшем — американцы объявят дефолт, и вот тогда обвал грозит экономикам всего мира.

За последние месяцы японская Йена — единственная из крупных мировых валют, укрепившаяся по отношению к доллару, в котором проводится большинство международных расчетов. Это значит, что японские автомобили вскоре заметно подорожают. Корейский вон, напротив, упал в цене, и для производителей из Южной Кореи это скорее хорошая новость, чем плохая, — на экспортных рынках, в том числе в России, они смогут держать более конкурентоспособные цены.

Постскриптум

Картина ясна? Тогда возвращаемся к главному вопросу: оправдана ли нынче покупка новой машины?

Если вы убеждены, что вам действительно нужен новый автомобиль — не в качестве надежного вложения средств, а именно как средство передвижения, — то лучшего времени, чем сейчас, нет и не предвидится. Главное — не спускать последние деньги. Ведь если, не дай бог, в разгар кризиса они вам понадобятся на что-то более важное, то едва ли получится быстро и выгодно продать машину. И уж совсем рискованно — залезать в долги, особенно в виде банковских кредитов: не факт, что, даже продав машину, удастся сбросить это ярмо. В общем, начинаем жить на свои. И в определенном смысле это не так уж и плохо.

Автор выражает благодарность И.А., Д.Л. и А.Р. за помощь в подготовке материала

Ранее по этой теме:


Автомобиль в кризисном исполнении

В Самаре повсюду — растяжки, сулящие баснословные скидки или беспроцентный кредит. «Инвестируй в безопасность сейчас!», «Бросайте всё и бегите к дилеру», «Специальные предложения…», — кричит реклама. Ford, Hyundai, Mitsubishi и многие другие готовы сбросить до 10%. Jeep Grand Cherokee SRT8 можно купить дешевле на 20%, но еще выгоднее приобретать «застоявшиеся» машины высшего класса: на Mercedes S-класса 2007 года выпуска (а таковых на складах осталось немало) дилеры готовы «подвинуться» аж на 35 тысяч евро… >>>

Автомобиль в кризисном исполнении


Автомобиль в кризисном исполнении Продолжение

Главный вопрос в сложившейся кризисной ситуации: оправдана ли нынче покупка новой машины? Но, безусловно, есть и другие — не менее важные. Как изменится «хит-парад» самых продаваемых машин? Что будет с потребительскими кредитами? И какова ситуация на рынке страхования? Этими вопросами задалась обозреватель Медиа группы «Ваш выбор» Ольга Петропавловская. >>>


*