Новый год в России начался с авиапроисшествия, которое, если события будут развиваться по худшему сценарию, пополнит череду “VIP-катастроф”. На Алтае пропал вертолет “Ми-8” компании “Газпромавиа”. На его борту находились 11 человек, включая трех членов экипажа.

На момент подписания номера “вертушку” найти не удалось. Особый драматизм событиям придает личность одного из пассажиров. Это полпред Президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. “МК” выяснил, почему высокопоставленный пассажир оказался на борту вертолета, и проверил все возможные версии исчезновения геликоптера.

Пассажиры

“Куча важняков на одном борту — к беде” — такая поговорка давно в ходу у летчиков. Увы, печальных примеров, когда пилоты нервничают из-за отяжеленных регалиями пассажиров и допускают фатальные ошибки, более чем достаточно. И алтайская история, если финал окажется трагичным, в этом плане очень показательна.

Помимо Александра Косопкина — бесспорно, “пассажира номер один” — на борту “Ми-8” находились: вице-премьер правительства Алтая Анатолий Банных, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира республики Виктор Канин, командир летного отряда из Горно-Алтайска Владимир Подопригора, замначальника департамента Управления Президента РФ по внутренней политике Сергей Левишин, руководитель алтайского ансамбля “Ярманка”, известный баянист Василий Вялков. Везти таких людей — задание более чем ответственное. И версия ошибки летчиков в сложных полетных условиях будет, очевидно, основной.

Полет

Пропавший вертолет совершал полет по маршруту Бийск—Чемал—Кош-Агач, но в приграничный Кош-Агачский район не прибыл. В пятницу на поиски был направлен самолет “Ан-2”, однако из-за раннего наступления темноты в горах Алтая они были приостановлены.

По данным республиканского МЧС, вертолет вылетел из Бийска и совершил посадку в Чемале. Затем он продолжил полет по маршруту. Специалисты не исключают, что вертолет мог совершить аварийную посадку. Это горный район, из-за чего связь с ним есть не везде. И борт просто не может дать знать о произошедшем. Не исключено, что вертолет мог сесть на одно из местных озер. Их по маршруту следования довольно много. А тонкий лед мог не выдержать веса вертолета, и “Ми-8” мгновенно затонул.

Хотя в этом регионе были случаи, когда вертолет садился из-за того, что пассажиры приезжали на охоту. В этом случае шанс на спасение людей есть. Вертолет мог затонуть уже после высадки пассажиров, а теперь они просто не могут ни с кем связаться и ждут помощи.

Не исключают специалисты и то, что вертолет мог свернуть с намеченного маршрута. Из-за этого, видимо, и расширен вектор поиска. Однако на метель и плохую видимость не сошлешься. Погода была хорошей.

Неизвестна пока и цель полета. Версии выдвигаются разные: от планового осмотра отдаленных районов до охоты на медведей и косуль. Как утверждает местное агентство Аltapress, пассажиры собирались охотиться на горных козлов, и их даже видели в бийском аэропорту с ружьями. В качестве довода этой версии называют присутствие главного местного охотоведа Виктора Канина. Хотя брат вице-премьера Алтая Анатолия Банных утверждает, что тот после встречи с москвичами в тот же день собирался вернуться домой. Кстати, Банных на своем вертолете “Робинсон” уже попадал в этих местах в авиакатастрофу летом 2005 года. Тогда он сломал ногу, а вертолет пришлось доставать из ущелья.

Спасатели и члены штаба также опрашивают местных жителей. По неофициальным данным, они утверждают, что вертолет ушел в сторону гор, после чего раздался хлопок. А над Чемалом “Ми-8” пролетал со “странным шумом”. По мнению экспертов, этот шум мог быть звуком разрушающегося в воздухе фюзеляжа. Но это пока только предположения.

Западно-Сибирская транспортная прокуратура начала проверку по факту пропажи вертолета. Уже сейчас известно, что вертолет был в эксплуатации с февраля 2008 года, и, соответственно, о его изношенности говорить не приходится. Это современная модификация “Ми-8” — “Ми-171”. У него более мощный двигатель и другие усовершенствования. О командире экипажа Алексее Баяндине тоже отзываются как об очень опытном пилоте. У него налет более 10 тысяч часов.

Поиск

“Поиски будут продолжаться до темноты — или до результата, до обнаружения вертолета”, — заявляют официальные представители МЧС по Республике Алтай. Для поиска создан специальный штаб, расположившийся в аэропорту Горно-Алтайска. В поиске участвуют 69 спасателей, в том числе — 46 из МЧС России. Задействовано три самолета (“Ан-2”, “Ан-12” и вылетевший из Красноярска “Ан-74”, оснащенный оборудованием для ведения радиоэлектронной разведки), два вертолета “Ми-8”. На борту поискового “Ми-8” находится начальник главного управления МЧС по Республике Алтай Игорь Букин.

Одновременно из Горно-Алтайска на наземном транспорте в отдаленный Кош-Агачский район выехала группа из 16 спасателей, чтобы на своей базе ждать сигнала о возможном обнаружении пропавшего вертолета и выдвинуться в случае необходимости в район бедствия.

Стоит заметить, что темнеет в этих местах довольно рано — около 5 вечера, а температура стоит -30. Не помогает в поисках даже хорошая ясность и видимость. Ветра тоже нет. (Вертолет ищут визуально, а не только по навигационным приборам.) Поиски ведутся на территории трех районов — Кош-Агачского, Улаганского и Онгудайского, на расстоянии до 300 км от населенного пункта Чемал. Зона работы спасателей разбита на квадраты. Однако все телефоны находятся “вне зоны доступа”, не работает и радиосвязь. Так что если кто-то на вертолете и выжил, то и он может не выходить на связь по тем же причинам. Хотя “Ми-8” был оборудован автоматическим радиопередатчиком, который позволяет предавать сигнал бедствия. Такого сигнала никто не принимал. На военных вертолетах при форс-мажоре радиомаяк включается автоматически. А на гражданских судах это приходится делать вручную пилоту. И он просто мог не успеть нажать кнопку.

Подробнее: Московский комсомолец

Московский комсомолец

***