Бывает, но очень редко, что прекрасные актеры, увенчанные всеми лаврами, со временем становятся и кинозвездами в голливудском смысле этого слова. Так произошло, например, с абсолютной рекордсменкой по числу номинаций на «Оскар» и «Золотой глобус» Мэрил Стрип.

Сыграв в двух суперкассовых фильмах — «Дьявол носит Prada» и «Мамма Миа!», собравших по миру близко к миллиарду долларов, — Стрип стала безусловным лидером дамского звездного контингента Голливуда.

Другое дело Уилл Смит. Оттеснив Тома Круза с пьедестала самой кассовой голливудской звезды мужского пола, Смит, как тот же Круз (и многие другие до него), стал искать признания как актер.

Несмотря на две номинации на «Оскар» за лучшее исполнение главной мужской роли, у Смита нет актерской репутации, сравнимой, с той, что есть, скажем, у Роберта Дауни-младшего. Смит получил первую номинацию в биографическом фильме «Али», а вторую за роль в картине «Погоня за счастьем», поставленной итальянским режиссером Габриэле Муччино.

Муччино также является постановщиком фильма «Семь жизней» (Seven Pounds) – новой попытки Смита заявить о себе как о серьезном актере. На мой взягляд, эта попытка не вполне удалась.

Если в «Погоне за счастьем» Смит был абсолютно убедителен в роли бездомного, мечтающего стать биржевым брокером (и становящегося им), то в «Семи жизнях» стремление автора сценария Гранта Нипорта как можно больше запутать зрителя и несколько сумбурная режиссура Муччино, подчиненная этой идее, мешают Смиту до конца использовать актерские ресурсы, до сих пор не сравнимые с теми, что демонстрировали в его возрасте Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Дастин Хоффман и другие сегодняшние корифеи.

Несмотря на то, что фильм начинается со звонка персонажа Смита Бена Томаса в «скорую» и полицию о том, что он совершил самоубийство, мы быстро забываем об этом, поскольку сразу же начинается откат времени действия назад и путаница с тем, кто такой этот человек, являющийся или выдающий себя за агента Налогового управления. Почему он так агрессивен с одними «клиентами», и благосклонен к другим?

Объектом его служебного интереса служат в основном люди с физическими недостатками. С одной из них, молодой женщиной по имени Эмили Поса (Розарио Доусон), страдающей тяжелым пороком сердца и спасти которую может только пересадка этого органа, у Бена возникают более чем деловые отношения, несмотря на ее серьезную задолженность американской казне.

Мало того, что лента раскручивается в обратном направлении, в ней присутствуют дополнительные реминисценции Бена о некоей прошлой счастливой жизни, какой-то престижной работе в космическом агентстве NASA, красавице-жене… Со временем мы узнаем, что Бен из-за невнимательности за рулем стал причиной гибели жены, и что именно это перевернуло его жизнь с ног на голову.

Но такой рубленный структурный подход не дает Смиту возможность показать эволюцию характера.

Желая скрыть «тайну» фильма, авторы и назвали его в оригинале весьма туманно. Мало кто догадается, что корни названия Seven Pounds (семь фунтов) таятся в пьесе Шекспира «Венецианский купец», где Шейлок дал молодому предпринимателю деньги в залог за «фунт плоти». Российское прокатное название «7 Жизней» (в Германии такое же) больше отражает философское послание картины, хотя слегка приоткрывает ее секрет.

Признаюсь, что я и сам не вполне понимал мотивации поступков Бена Томаса, как, возможно, и сам Уилл Смит.

Но сделаю себе комплимент. Воспитанный на правиле о чеховском ружье, которое, которое висит на стене в первом акте, я быстро догадался, что смертоносные медузы, аквариум с которыми Бен Смит держит в своем гостиничном номере, будут в финале использованы как орудие самоубийства героя.

Почему именно медузы, лучше не спрашивайте.

Сергей Рахлин

07.01.2009

www.voanews.com ссылка на статью

*