Автомобиль в кризисном исполнении. Продолжение
Главный вопрос в сложившейся кризисной ситуации: оправдана ли нынче покупка новой машины? Но, безусловно, есть и другие — не менее важные. Как изменится «хит-парад» самых продаваемых машин? Что будет с потребительскими кредитами? И какова ситуация на рынке страхования? Этими вопросами задалась обозреватель Медиа группы «Ваш выбор» Ольга Петропавловская.
Как изменится «хит-парад» самых продаваемых машин? Во-первых, сдадут позиции премиум-бренды. Повышение цен неизбежно. А что до «массового» сегмента, где покупательский спрос наиболее чувствителен к ценам, расстановка сил во многом будет зависеть от ситуации на валютном рынке. Больше других, примерно на 30 %, подорожают автомобили японских марок: виной тому — укрепившаяся в последнее время на треть йена. Например, Mazda и Toyota уже объявили о повышении цен примерно на 10-15%. А вот у торговцев корейскими машинами дела пойдут лучше: корейский вон — единственная из «крупных» валют, которая по отношению к доллару «упала» на 30 с лишним процентов. Если же «упадет» и рубль (а этого, судя по всему, не избежать), то в выигрыше окажутся и наши «традиционные» автопроизводители, в первую очередь — АвтоВАЗ. Теоретически ВАЗ может вообще обойтись без повышения рублевых цен на Лады, хотя, если конъюнктура спроса будет складываться благоприятно, то грех эти цены не поднять: как известно, товар продают за те деньги, которые за него готовы отдать.
Кредитная история
Что будет с потребительскими кредитами? Банки, как водится, почуяли запах жареного раньше других и уже в начале лета начали изменять условия кредитных договоров. Оставили за собой право в одностороннем порядке повышать процентные ставки, подняли штрафы за просроченные платежи… Например, Райффайзенбанк за каждый день просрочки увеличил размер штрафа с 0,1% до 0,9% от суммы платежа. А осенью изменились и «стартовые» условия кредитов. Нынче кредит в рублях выдается при первоначальном взносе не менее 30% (а чаще — 50%) и как минимум под 20% годовых. Такую ставку ввел, например, банк ЮниКредит, а Райффайзен выдает рублевые ссуды под 29%! Доллару и евро банкиры доверяют больше, поэтому и условия по валютным кредитам лучше. Альфа-Банк их предоставляет «под интерес» от 15,9% до 21%, а тот же Райффайзен — от 14% до 16%. По прежним ставкам пока работают лишь «фирменные» программы производителей — Renault (до 6,6%), Audi (4,4%), Ford (до 6,9%), Nissan (до 7,9%). Но эти предложения, как правило, действуют не на все модели и лишь до конца года. А затем, скорее всего, условия ужесточатся.
Страховая политика
На страховом рынке пока без радикальных перемен, но это лишь затишье. Страховщики просто не понимают, как в следующем году изменятся их доходы и расходы. Одни, пытаясь набрать больше клиентов, продают КАСКО с внушительными скидками (например, можно застраховать Opel за 3-4% от цены машины). Другие повышают расценки (страховка на Шкоду в компании Альфастрахование за осень подорожала на 10%), третьи работают по прежним ценам. Калькулятор выгодного КАСКО онлайн позволяет рассчитать страховку, исходя из марки и модели автомобиля, а также его года выпуска, экономя ваши денежные средства.
Но после Нового года полисы КАСКО все равно подорожают — хотя бы в силу роста цен на автомобили, причем на какое-то время разброс цен на КАСКО увеличится. В самом уязвимом положении окажутся автолюбители, которые «привязаны» кредитными договорами к определенным страховым компаниям, — выбора у них нет, и вряд ли страховщики этим не воспользуются.
Вторая свежесть
А что с подержанными машинами? Рынок отреагировал моментально. Ведь если раньше чуть ли не каждый пятый покупал «двухлетку» или «трехлетку» только потому, что не желал томиться в очереди за новой машиной, то теперь очереди рассосались — и спрос на секонд-хенд упал. Особенно это коснулось автомобилей, ввозимых из США, — в декабре цены снизились в среднем на 15%, причем сильнее других подешевели машины премиум-сегмента. Например, годовалый кроссовер Volvo XC90 с двигателем V8 сейчас можно купить за 1 миллион 200 тысяч рублей, тогда как летом он стоил минимум полтора миллиона.
Так может, купить подержанный автомобиль? С одной стороны, цены на секонд-хенд находятся в прямой зависимости от цен на новые машины. То есть они должны вскоре подняться. С другой стороны, рост цен может быть сбит выбросом на вторичный рынок большого числа автомобилей. Ведь около 15% новых машин в последние годы продавалось юридическим лицам. И сейчас, на фоне кризиса, многие фирмы, сбрасывая жирок, будут сокращать и корпоративные автопарки. Кроме того, кризис неплатежей по кредитам приведет к изъятию банками «неоплаченных» машин и их последующей продаже на вторичном рынке. В итоге, даже если подержанные машины и подорожают в «абсолютных» ценах, то относительно новых машин они все равно подешевеют. Попутно это означает и то, что продать двухлетний автомобиль по цене нового, как делали многие, уже не выйдет.
(Продолжение следует.
Автор выражает благодарность И.А., Д.Л. и А Р. за помощь в подготовке материала)
*